О налоге на добавленную стоимость
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба, рассмотрев запросы по вопросу возможности распространения действия подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации на услуги военных представительств Министерства обороны Российской Федерации по контролю качества и приемке продукции военного назначения, поставляемой на экспорт, сообщает следующее.
- Состав налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, порядок исчисления, размер ставок, порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость установлены главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
- Согласно статье 143 Кодекса организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса.
- Так, подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусмотрена норма, согласно которой выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не признается объектом налогообложения.
- Указанная норма Кодекса применяется при выполнении следующих условий: работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; на эти органы должны быть возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности и обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления.
- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
- Министерство обороны Российской Федерации входит в Структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
- Пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
- Согласно заключению Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (письмо от 15.08.2006 N 01-12/238) военные представительства содержатся за счет бюджетных средств как органы военного управления Министерства обороны Российской Федерации.
- Органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 19.03.2005 N 100 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации" являются службы Министерства и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы Министерства и им равные подразделения, и иные подразделения, входящие в структуру Министерства.
- Военные представительства согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2005 N 1372с включены в штатную численность Министерства обороны Российской Федерации, а в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.05.2006 N 025 "Об утверждении Схемы учета воинских и специальных формирований" военные представительства входят в состав Управления воинских частей и организации планирования и развития вооружения Министерства обороны Российской Федерации.
- Таким образом, военные представительства не являются государственными органами, не обладают правами юридического лица, входят в структуру Министерства обороны Российской Федерации в качестве структурного подразделения центрального аппарата указанного Министерства - специального органа военного управления.
- Следовательно, учитывая положения главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, военные представительства не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, поскольку данные представительства не обладают правами юридического лица, а являются структурным подразделением центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации.
- Военные представительства как органы военного управления Министерства обороны Российской Федерации выполняют поручения Министерства по контролю качества и приемке военной продукции и участвуют в работах при оказании Министерством государственных услуг.
- Предоставление права Министерству обороны Российской Федерации с участием военных представительств оказывать государственные услуги не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", поскольку федеральным органам исполнительной власти и органам их управления предоставлено право оказывать государственные услуги.
- Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации на основании статьи 8 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.1999 N 1109 "Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения" обязано осуществлять военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для передачи иностранным заказчикам.
- Таким образом, положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса могут быть применены только в отношении военных представительств, входящих в структуру Министерства обороны Российской Федерации в качестве подразделения центрального аппарата, при оказании данным Министерством государственных услуг (по контролю качества и приемке продукции военного назначения, поставляемой на экспорт).
- С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо от 21.12.2006 N 03-04-15/217).
- Т.В.ШЕВЦОВА