» » » Письмо от 24 марта 2008 года № З-02-08

Письмо от 24 марта 2008 года № З-02-08


Российская Федерация
Письмо от 24 марта 2008 года № З-02-08
О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири
Принято
ООО «Траст консалтинг аудит»
  1. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" (далее по тексту - Постановление N 325/24) является действующим подзаконным, нормативный актом, принятым на основании Постановления Совета Министров СССР от 05.08.1971 N 553 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены".
  2. Пунктом 3 Постановления N 325/24 было установлено, что районный коэффициент начисляется на заработок не свыше 300 рублей в месяц.
  3. Данное ограничение первоначально было отменено Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 N 210, утратившим силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129.
  4. Одновременно ограничения размера заработка, на который начисляются районные коэффициенты, были отменены Распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 199-р.
  5. Таким образом, в настоящий момент районный коэффициент начисляется на всю сумму заработной платы. Отмечаем, что нормами Трудового кодекса РФ предельный размер заработка, на который начисляется районный коэффициент, также не предусмотрен.
  6. Согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
  7. Изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
  8. Начисление районного коэффициента на сумму заработной платы предусмотрено главой 50 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях", ст. ст. 315 - 316.
  9. Статьей 316 Трудового кодекса РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  10. В связи с тем, что Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее размеры районных коэффициентов и порядок их выплаты, не принято, в настоящее время продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству Российской Федерации (соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС).
  11. В то же время, в перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, Томская область, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Тюменская области не перечислены (см. Постановление Совета Министров СССР от 10.09.1967 N 1029). Районные коэффициенты для данных областей Западной Сибири были установлены отдельным нормативным актом.
  12. При этом Постановление N 325/24 не противоречит ст. 146 Трудового кодекса РФ, согласно которой в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
  13. Более того, ст. 148 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
  14. Таким образом, по нашему мнению, в настоящее время Постановление N 325/24 подлежит применению, неприменение же данного нормативного акта контролирующими органами может быть расценено как нарушение законодательства о труде, за которое п. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  15. В качестве судебной практики, подтверждающей вышеназванный вывод, можно привести Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 21.02.2006 N КАС 06-31, в котором рассматривается вопрос правомерности начисления процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53.
  16. Кассационная коллегия Верховного суда РФ признала данное постановление не противоречащим ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ, указав, что в этих нормах закреплено обязательное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения процентных надбавок к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Так как нормативного акта, который бы конкретно устанавливал зоны с особыми климатическими условиями нет, то таким нормативным правовым актом было признано оспариваемое Постановление, которое является нормативным правовым актом, устанавливающим повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях, в которых такие надбавки не установлены.
  17. Директор
  18. С.А.Панова

Предыдущая новость - Письмо Минэкономразвития РФ и ФАС от 25 марта 2008 года № ИА

Следующая новость - О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций