О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири
- Принято
- ООО «Траст консалтинг аудит»
- Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" (далее по тексту - Постановление N 325/24) является действующим подзаконным, нормативный актом, принятым на основании Постановления Совета Министров СССР от 05.08.1971 N 553 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены".
- Пунктом 3 Постановления N 325/24 было установлено, что районный коэффициент начисляется на заработок не свыше 300 рублей в месяц.
- Данное ограничение первоначально было отменено Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 N 210, утратившим силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129.
- Одновременно ограничения размера заработка, на который начисляются районные коэффициенты, были отменены Распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 199-р.
- Таким образом, в настоящий момент районный коэффициент начисляется на всю сумму заработной платы. Отмечаем, что нормами Трудового кодекса РФ предельный размер заработка, на который начисляется районный коэффициент, также не предусмотрен.
- Согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
- Изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
- Начисление районного коэффициента на сумму заработной платы предусмотрено главой 50 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях", ст. ст. 315 - 316.
- Статьей 316 Трудового кодекса РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- В связи с тем, что Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее размеры районных коэффициентов и порядок их выплаты, не принято, в настоящее время продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству Российской Федерации (соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС).
- В то же время, в перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, Томская область, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Тюменская области не перечислены (см. Постановление Совета Министров СССР от 10.09.1967 N 1029). Районные коэффициенты для данных областей Западной Сибири были установлены отдельным нормативным актом.
- При этом Постановление N 325/24 не противоречит ст. 146 Трудового кодекса РФ, согласно которой в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
- Более того, ст. 148 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
- Таким образом, по нашему мнению, в настоящее время Постановление N 325/24 подлежит применению, неприменение же данного нормативного акта контролирующими органами может быть расценено как нарушение законодательства о труде, за которое п. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- В качестве судебной практики, подтверждающей вышеназванный вывод, можно привести Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 21.02.2006 N КАС 06-31, в котором рассматривается вопрос правомерности начисления процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53.
- Кассационная коллегия Верховного суда РФ признала данное постановление не противоречащим ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ, указав, что в этих нормах закреплено обязательное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения процентных надбавок к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Так как нормативного акта, который бы конкретно устанавливал зоны с особыми климатическими условиями нет, то таким нормативным правовым актом было признано оспариваемое Постановление, которое является нормативным правовым актом, устанавливающим повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях, в которых такие надбавки не установлены.
- Директор
- С.А.Панова