О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда
- Принято
- Министерством образования и науки Российской Федерации
- В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007 - 2010 годы Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных учреждениях в 2008 - 2009 годах систем оплаты труда, апробированных в некоторых регионах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования.
- Заместитель директора
- Департамента
- В.А.РУСАКОВ
О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях в 2008 — 2009 годах систем оплаты труда, апробированных в некоторых регионах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования
- Значительное увеличение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) должно рассматриваться как одна из приоритетных задач повышения качества дошкольного образования.
- Нынешняя ситуация, в которой заработная плата воспитателя оплачивается по 7 - 14 разряду (2171 - 3949 рублей), что составляет 94 - 171% от минимального размера оплаты труда, не может быть признана нормальной и не должна воспроизводиться в новых системах оплаты труда.
- Основными целями введения новой системы оплаты труда являются:
- повышение мотивации педагогических работников ДОУ к качественному труду;
- создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов посредством повышения общего уровня оплаты труда педагогических работников ДОУ;
- расширение участия общественности в управлении дошкольным образовательным учреждением.
- Задачи, решаемые введением новой системы оплаты труда:
- значительное повышение заработной платы педагогических работников ДОУ;
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- обеспечение взаимосвязи между качеством педагогического труда и доходом педагога;
- создание стимулов к повышению профессионального уровня педагогов;
- привлечение и закрепление в дошкольных образовательных учреждениях молодых кадров;
- экономическое стимулирование работы педагогов с родителями;
- институциализация участия гражданских институтов в материальном стимулировании педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
- Новая система оплаты труда работников ДОУ базируется на следующих основных принципах:
- обязательность соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации и других законодательных и нормативных актов в области трудового права;
- самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников подведомственных учреждений в пределах их компетенции;
- обеспечение минимальных государственных гарантий по оплате труда работников образовательных учреждений;
- обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, качества и результатов педагогического труда, сложности выполняемых работ;
- материальное стимулирование повышения качества работы.
- Правовым основанием введения новой системы оплаты труда педагогов государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации "Об образовании", часть 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
- Введение новой системы оплаты труда для педагогических и других работников ДОУ рекомендуется посредством использования Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, апробированной в 2007 году в 24 субъектах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования.
- Модельная методика включает механизмы формирования фонда оплаты труда образовательного учреждения, распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения, формирование централизованного фонда стимулирования руководителей дошкольных образовательных учреждений, описание базовой и специальной части фонда оплаты труда, распределение стимулирующей части фонда оплаты труда ДОУ, расчет заработной платы руководителя ДОУ.
- 1. Формирование фонда оплаты труда дошкольного образовательного учреждения
- Формирование фонда оплаты труда ДОУ осуществляется в пределах объема средств ДОУ на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством воспитанников и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения.
- Фонд оплаты труда рассчитывается по следующей формуле:
-
ФОТ = N x П x Д x В, где: ДОУ ФОТ - фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения; ДОУ N - норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; П - поправочный коэффициент для данного образовательного учреждения; Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления; В - количество воспитанников ДОУ.
- 2. Распределение фонда оплаты труда дошкольного образовательного учреждения
- 2.1. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества воспитанников и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:
- на материально-техническое обеспечение и оснащение воспитательно-образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- на заработную плату работников ДОУ, в том числе надбавки к должностным
- окладам (ФОТ ).
- ДОУ
- 2.2. Фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст).
-
ФОТ = ФОТб + ФОТст. ДОУ
- Объем стимулирующей части определяется по формуле:
-
ФОТст = ФОТ x ш, где: ДОУ ш - стимулирующая доля ФОТ . ДОУ
- (Рекомендуемый диапазон ш от 30% до 40%. Значение ш определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.)
- 2.3. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (воспитатели, специалисты), медицинского (врач, старшая медсестра, диетсестра, медсестра по бассейну) и младшего обслуживающего (помощники воспитателей, уборщики служебных помещений, прачки, кастелянши, повара, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:
- ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТмп + ФОТмоп, где:
- ФОТауп - фонд оплаты труда для административно-управленческого персонала;
- ФОТпп - фонд оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс;
- ФОТмп - фонд оплаты труда для медицинского персонала;
- ФОТмоп - фонд оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.
- 2.4. Руководитель ДОУ формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда, при этом
- доля фонда оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТпп), устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;
- доля фонда оплаты труда для руководителей, медицинского и младшего обслуживающего персонала (ФОТуп, ФОТмп, ФОТмоп) устанавливается на уровне, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.
- Объем фонда оплаты труда педагогических работников определяется по формуле:
- ФОТпп = ФОТб x пп, где:
- пп - доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего воспитательно-образовательный процесс, в базовой части ФОТ.
- (Рекомендуемое оптимальное значение пп - 50%. Значение или диапазон пп определяется самостоятельно образовательным учреждением.)
- 2.5. Оплата труда работников ДОУ производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.
- 3. Формирование централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений
- 3.1. Орган местного самоуправления (учредитель ДОУ) формирует централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ по следующей формуле:
-
ФОТцст = ФОТ x ц, где: ДОУ
- ФОТцст - отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;
-
ФОТ - фонд оплаты труда дошкольного образовательного учреждения; ДОУ
- ц - централизуемая доля ФОТ.
- (Рекомендуемый размер централизуемой доли ФОТ - 5% от ФОТ муниципальных ДОУ. Размер ц устанавливается органом местного самоуправления.)
- 3.2. Распределение централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления (приложение 1), в котором могут учитываться:
- результаты аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения;
- физическое и психическое здоровье воспитанников (по результатам мониторинга);
- создание благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
- участие образовательных учреждений в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.;
- обеспечение прозрачности деятельности образовательного учреждения для всех участников образовательного процесса.
- 4. Базовая и специальная часть фонда оплаты труда в дошкольном образовательном учреждении
- 4.1. Базовая часть фонда оплаты труда для педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТпп), состоит из общей части (ФОТо) и специальной части (ФОТс):
- ФОТпп = ФОТо + ФОТс.
- Объем специальной части определяется по формуле:
- ФОТс = ФОТпп x с, где:
- с - доля специальной части ФОТпп. (Рекомендуемое значение с - 30%. Значение с устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.)
- 4.2. Общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс, определяется путем суммирования общей части заработной платы каждого педагога:
- ФОТо = SUMФОТоп,
- где ФОТоп - общая часть заработной платы педагога.
- Общая часть заработной платы педагога ФОТоп рассчитывается исходя из величины базового оклада (в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации), с учетом повышающих коэффициентов, определяющих уровень образования, стаж педагогической работы и уровень квалификации, по следующей формуле:
- ФОТоп = БО x (Ко + Кс + Кк), где:
- БО - величина базового оклада в соответствии с единой тарифной сеткой;
- Ко - коэффициент, учитывающий уровень образования;
- Кс - коэффициент, учитывающий стаж педагогической работы;
- Кк - коэффициент, учитывающий уровень квалификации педагога.
- Величина повышающих коэффициентов устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.
- 4.3. Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТс), включает в себя:
- выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации либо нормативными актами субъекта Российской Федерации;
- повышающие надбавки (например, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья) (примерная доля - 10 - 15% ФОТпп, определяется образовательным учреждением самостоятельно);
- доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п.) (примерная доля - 5% ФОТпп, рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно).
- 5. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда дошкольного образовательного учреждения
- 5.1. Система стимулирующих выплат работникам ДОУ включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.).
- Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат педагога, являются критерии, отражающие результаты его работы.
-
5.2. Распределение поощрительных выплат по результатам труда за счет стимулирующей части ФОТ производится по согласованию с органом, ДОУ обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основании представления руководителя образовательного учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.
- 5.3. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами.
- Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения прилагается (приложение 2).
- 6. Расчет заработной платы руководителя дошкольного образовательного учреждения
- 6.1. Заработная плата руководителя ДОУ устанавливается учредителем на основании трудового договора, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы оплаты труда, по следующей формуле:
- ЗПр = ЗПпср x К, где:
- ЗПр - заработная плата руководителя образовательного учреждения;
- ЗПпср - средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;
- К - коэффициент по группам оплаты труда руководителей ДОУ, установленный органом управления образованием субъекта Российской Федерации.
- 6.2. Отнесение к группам оплаты труда руководителей ДОУ осуществляется в зависимости от количественных показателей образовательного учреждения (контингент воспитанников; численность работников; наличие соответствующим образом оборудованных и эффективно используемых спортивного зала, спортивной площадки, медицинского кабинета, других помещений; создание предметно- развивающей среды, соответствующей возрасту детей, в разных возрастных группах ДОУ и т.д.).
- Для расчета повышающего коэффициента по группе оплаты труда руководителей образовательных учреждений учредителем может вводиться система рейтинговых баллов.
- Возможный пример установления групп оплаты труда руководителей образовательных учреждений и примерные значения повышающих коэффициентов:
- 1 группа - коэффициент 3,0;
- 2 группа - коэффициент 2,5;
- 3 группа - коэффициент 2,0;
- 4 группа - коэффициент 1,5.
- 6.3. Из специальной части ФОТауп могут осуществляться доплаты руководителям за наличие почетного звания, государственных наград и т.п. Рекомендуемая величина выплат (в том же объеме, что и педагогическому персоналу учреждения) рассчитывается учредителем.
- 7. Гарантии по оплате труда
- Заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.
Примерное положение о распределении централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений
- 1. Общие положения
- 1.1. Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности руководителей дошкольных образовательных учреждений в повышении качества работы, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей.
- 1.2. Премирование руководителей учреждений производится из средств централизованного фонда стимулирования, сформированного органом управления образованием.
- 2. Условия стимулирования
- 2.1. Качество дошкольного образования в учреждении:
- общие показатели уровня развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения по результатам мониторинга реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- достижение воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом;
- высокие результаты методической деятельности (участие в муниципальных и региональных смотрах-конкурсах, призовые места в конкурсах, конференциях);
- организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам повышения качества образования, участие в работе муниципальных методических объединений;
- участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ;
- низкий по сравнению с региональным уровень заболеваемости воспитанников данного дошкольного образовательного учреждения.
- 2.2. Создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса:
- материально-техническая, ресурсная обеспеченность воспитательно-образовательного процесса, в том числе за счет внебюджетных средств (создание предметно-развивающей среды, информационно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, соответствие всем требованиям санитарных норм и норм безопасности);
- обеспечение санитарно-гигиенических условий воспитательно-образовательного процесса (организация питания воспитанников, температурный, световой режим, режим подачи питьевой воды и т.д.);
- обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
- эстетические условия, оформление ДОУ, кабинетов специалистов и методического кабинета, состояние территории ДОУ.
- 2.3. Кадровые ресурсы дошкольного образовательного учреждения:
- укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав;
- развитие педагогического творчества (участие педагогов и руководителей в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, конкурсах, конференциях);
- стабильность педагогического коллектива, сохранение молодых специалистов.
- 2.4. Эффективность управленческой деятельности:
- обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении (наличие и работа родительского комитета, участие родителей воспитанников в работе Совета ДОУ, управляющих или попечительских советов и др.);
- исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное предоставление материалов и др.);
- отсутствие обоснованных обращений граждан по поводу конфликтных ситуаций и уровень решения конфликтных ситуаций;
- объемы привлечения внебюджетных средств;
- повышение заработной платы работников;
- призовые места в смотрах (конкурсах) федерального и регионального уровней.
- 2.5. Сохранение здоровья воспитанников ДОУ:
- высокий коэффициент сохранения здоровья воспитанников ДОУ;
- снижение заболеваемости воспитанников ДОУ;
- качество организации питания воспитанников ДОУ;
- организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья воспитанников ДОУ (праздники здоровья, спартакиады, дни здоровья и т.п.);
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, организация коррекционной работы для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
- 2.6. Установление условий стимулирования, не связанных с эффективным обеспечением образовательного процесса, не допускается.
- 3. Порядок стимулирования
- 3.1. Распределение централизованного фонда осуществляется ежеквартально (или ежемесячно) комиссией по премированию, образованной органом местного самоуправления.
- Размер и количество премий, выплачиваемых конкретному руководителю учреждения, максимальным пределом не ограничиваются.
- 3.2. Орган управления образованием представляет в комиссию аналитическую информацию о показателях деятельности учреждений, являющихся основанием для премирования их руководителей.
- Руководители учреждений имеют право присутствовать на заседании Комиссии и давать необходимые пояснения.
- Комиссия принимает решение о премировании и размере премии открытым голосованием при условии присутствия не менее половины членов комиссии. Решение Комиссии оформляется протоколом. На основании протокола Комиссии орган управления образованием издает приказ о премировании.
Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда дошкольного образовательного учреждения
- 1. Общие положения
- 1. Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников дошкольного образовательного учреждения в повышении качества воспитательно-образовательного процесса, развитии творческой активности и инициативы.
- 2. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии).
- 2. Условия премирования
-
Наименование должности Основание для премирования Педагогические работники общие показатели уровня развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения по результатам мониторинга реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования достижение воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом низкий, по сравнению с муниципальным, уровень заболеваемости воспитанников организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах, игротеках взаимодействие с семьями воспитанников, отсутствие конфликтных ситуаций своевременное и качественное оформление документации (план воспитательно-образовательной работы, табель посещаемости воспитанников, табель закаливающих процедур, протоколы родительских собраний и др.) другие Заместители руководителей по методической работе (старшие воспитатели) организация работы методического кабинета высокий уровень методической работы по повышению профессиональной квалификации педагогов ДОУ разнообразие форм методической работы с кадрами, их эффективность высокий уровень организации и контроля (мониторинга) воспитательно-образовательного процесса качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертнометодический совет, педагогический совет, попечительский совет и т.д.) высокий уровень организации аттестации педагогических работников ДОУ поддержание благоприятного психологического климата в коллективе уровень оформления методической документации (Образовательная программа ДОУ, годовой план воспитательно-образовательной работы, Программа развития ДОУ, материалы оперативного и тематического контроля и т.д.) другие Заместитель руководителя по АХЧ обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях ДОУ обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда в помещениях и на территории ДОУ обеспечение контроля за подготовкой и организацией ремонтных работ другие Работники бухгалтерии своевременное и качественное предоставление отчетности разработка новых программ, положений, подготовка экономических расчетов качественное ведение документации Педагог-психолог, социальный педагог результативность коррекционно-развивающей работы с воспитанниками своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля другие Медицинский персонал обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях ДОУ контроль за состоянием здоровья воспитанников проведение профилактических мероприятий (прививки, организация и контроль за проведением закаливания) организация качественного питания воспитанников оформление тематических выставок для педагогов ДОУ и родителей воспитанников другие Обслуживающий персонал (помощники воспитателя, уборщики служебных помещений, дворник, рабочий по зданию и др.) проведение генеральных уборок содержание помещений и территории ДОУ в соответствии с требованиями СанПиН, качественная уборка помещений оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок для помощников воспитателей: помощь воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса участие в общих мероприятиях дошкольного образовательного учреждения (подготовка и проведение праздников, конкурсов и т.д.) другие - Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.
- 3. Порядок премирования
- 3.1. Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются органом самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя образовательного учреждения.
- 3.2. Руководитель ДОУ представляет в орган самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления, аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для их премирования.
- Порядок рассмотрения органом самоуправления ДОУ, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, вопроса о стимулировании работников устанавливается соответствующим положением.