О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и сообщает.
- 1. По вопросу о предоставлении земельного участка по процедуре выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ранее сформированного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным унитарным предприятиям.
- Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
- Подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса определены следующие этапы формирования земельного участка, а именно: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Таким образом, ранее сформированным может быть земельный участок, в отношении которого выполнены все вышеуказанные действия.
- Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса): выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
- При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса, если иной порядок не установлен Земельным кодексом.
- Учитывая положения пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса, устанавливающей возможность предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, Департамент недвижимости считает возможным предоставление земельного участка по процедуре выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ранее сформированного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным унитарным предприятиям.
- При этом данный порядок должен рассматриваться во взаимной связи с иными нормами законодательства Российской Федерации об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и с основаниями передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
- По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, могут быть переданы муниципальным образованиям в порядке предварительного выбора места размещения объекта, а также на условиях, предусмотренных статьей 20 Земельного кодекса, если:
- - земельные участки, которые можно изъять для муниципальных нужд по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса;
- - эти земельные участки предназначены для строительства объектов местного значения, которые необходимы для обеспечения полномочий органов местного самоуправления и которые могут быть переданы в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
- 2. По вопросу о порядке безвозмездной передачи в собственность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления земельных участков, необходимых для обеспечения их развития, находящихся в собственности Российской Федерации и свободных от объектов недвижимости.
- Основания и порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность предусмотрены пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ. В рамках данного Федерального закона N 122-ФЗ передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, осуществляется в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Иных оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность законодательством не предусмотрено.
- Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 19 Земельного кодекса предусмотрена возможность безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития. При этом требуется подтвердить, что указанные земельные участки необходимы для развития муниципального образования. Данное обстоятельство может быть подтверждено утвержденным документом территориального планирования.
- Заместитель директора
- Департамента недвижимости
- М.В.БОЧАРОВ