О мерах налогового администрирования
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Уважаемый Владимир Владимирович!
- По Вашему поручению направляю предложения по повышению доходной части федерального бюджета в 2010 году по предварительной экспертной оценке на 900 млрд рублей. Предлагаются меры, требующие законодательного оформления, которые затруднят переход экономических субъектов из наблюдаемой экономики в ненаблюдаемую и уменьшат конкурентные преимущества экономической жизни вне закона.
- 1. Временно (на период кризиса) ввести налог на финансовые операции. Взимать 0,5 процента с каждого перечисления денег со счета в уплату товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав.
- Применяется в развивающихся экономиках с большой зависимостью доходов бюджета от цен на мировых сырьевых рынках - Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу. Используется как инструмент денежно-кредитной политики государства, поскольку установлены различные ставки, которые регулируют валютные операции, стимулируют инвестиции, сбережения и т.п. Регулирующая функция налога доминирует над фискальной. Налог имеет устойчивую базу, легко контролируется.
- Налог создает эффект прогрессии в налогообложении производства с большим количеством производственно-финансовых цепочек и одновременно дестимулирует участие ненужных посредников, стимулирует прямые договорные отношения. Эффект удорожания продукции и снижения рентабельности можно снивелировать путем расширения потребительского спроса. Для этого 400 млрд рублей дополнительных доходов федерального бюджета от налога направить в Пенсионный фонд Российской Федерации и отказаться от планов повышения единого социального налога (ЕСН).
- Поддержка возможностей потребления у растущей группы пенсионеров, направленного, как правило, на продукцию российского производителя, расширит внутренние рынки сбыта.
- 2. Ввести регистрацию плательщика НДС.
- Применяется европейскими странами, Канадой, Австралией, Ю. Кореей, Японией.
- Доступность криминально настроенных экономических субъектов к НДС-обороту позволяет минимизировать налоговые обязательства, а в отдельных случаях изымать из бюджета неуплаченный налог. Происходит перераспределение общественного налога в их пользу, предоставляя конкурентные преимущества, источники коррумпирования и средства для личного потребления.
- Введение регистрации плательщика НДС одобрено Правительством Российской Федерации в Основных направлениях налоговой политики на 2008 - 2010 годы. Задержка с введением регистрации плательщика НДС неоправданна.
- Регистрация плательщика НДС должна ограничить доступность к НДС-обороту, защитить бюджет и стимулировать к переходу на упрощенный режим налогообложения. Статус плательщика НДС предоставляется по заявлению при достижении установленных критериев с учетом налоговой истории.
- 3. Ограничить наличный денежный оборот, предоставить налоговым органам базы данных Банка России и Росфинмониторинга о финансовых операциях и межбанковских расчетах - как обязательные условия введения налога на финансовые операции и регистрации плательщика НДС.
- Большинство зарубежных налоговых администраций имеет доступ к информации национальных банковских систем, не ограниченный банковской тайной.
- 4. Отменить пресекательные сроки взыскания задолженности и предусмотреть общий срок в пределах трех лет.
- В условиях кризиса у предприятий возникает недостаток оборотных средств для уплаты налога. Действующее законодательство обязывает налоговые органы в течение двух месяцев бесспорно списать денежные средства со счетов налогоплательщика и в течение года взыскать задолженность за счет имущества, игнорируя открывающиеся у предприятий возможности погасить долги.
- 5. Отказаться от практики ускоренного возмещения НДС и выносить решение о возмещении в соответствии с законодательством в трехмесячный срок.
- Принятые Правительством Российской Федерации решения по ускоренному возврату НДС позволили в IV квартале оперативно вернуть в экономику 90 млрд рублей и поддержать ликвидность банковской системы и экспортеров.
- Сокращение срока не позволяет завершить проверку достоверности представленных документов, решения о возврате принимаются без информации о реальности осуществленных сделок.
- Продолжение ускоренного возмещения стимулирует бизнес к заявлению более значительных сумм к возмещению, поскольку полномочия налоговых органов по контролю фактически ограничены. При этом нефтяными компаниями в конце 2008 года выплачены дивиденды в основном зарубежным акционерам в размере более 197 млрд рублей, только по четырем металлургическим комбинатам выплаченные дивиденды составили более 35 млрд рублей.
- Предлагаемые меры расширят информационно-аналитические возможности налоговой службы, повысят эффективность контроля за соблюдением налогового законодательства, придадут большую стабильность доходам бюджетной системы.
- Прошу поддержать.
- Руководитель
- Федеральной налоговой службы
- М.П.МОКРЕЦОВ