О разъяснении вопросов, связанных с применением Приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 (в редакции от 8 апреля 2009 г. N 123) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд»
- Принято
- 18 августа 2009 года
Министерством экономического развития Российской Федерации,
Федеральной антимонопольной службой
- В целях реализации Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли подписан Приказ Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. N 123 "О внесении изменений в Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 427" (далее - Приказ N 123).
- В связи с поступающими вопросами о применении Приказа N 123 Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.
- Вопрос 1. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения?
- Ответ. Приказ N 123 установил равный доступ к государственным закупкам для товаров российского происхождения и товаров белорусского происхождения по перечню, установленному вторым абзацем пункта 1.1 Приказа.
- До вступления в силу Приказа N 123 положения Приказа N 427 преференции предоставлялись участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары российского происхождения, по отношению к участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары, происходящие из иностранных государств, в том числе из Республики Беларусь.
- Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:
- 1) заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона;
- 2) предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе );
- 3) в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского и белорусского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;
- 4) к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров белорусского происхождения. При этом заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащая предложение о поставке товаров белорусского происхождения, подана раньше заявки на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащего предложение о поставке товаров российского происхождения.
- Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях:
- - заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона;
- - если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа и происходящих из иностранных государств;
- - в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Приказа, а часть - не включена;
- - в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа, часть из которых является товарами белорусского происхождения, а часть - российского или иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д.
- Вопрос 2. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств?
- Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения конкурса ( пункт 3 Приказа N 427).
- До вступления в силу Приказа N 123 положения Приказа N 427 предусматривали следующий порядок расчета размера преференций: повышающий 15-процентный коэффициент к цене контракта, предложенной в указанных заявках, рассчитывался от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
- В соответствии с новым порядком ( Приказ N 123) при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию "цена контракта" производятся с применением к цене контракта, предложенной в указанных заявках, повышающего 15-процентного коэффициента.
- Пример.
- Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
- Заявка N 1 (российский товар) - 800 000 рублей.
- Заявка N 2 (товар иностранного происхождения) - 700 000 рублей.
- Показатели по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в заявках N 1 и N 2 одинаковые.
-
Критерии оценки: 80% - цена контракта (K = 0,8); h 20% - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (K = 0,2). a
- Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию "цена контракта":
- Для поставщиков, предлагающих российские товары:
-
Bh = K x (H - H ) / H i h max i max
- Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения:
-
Bh = K x (H - H x 1,15) / H h h max i max При этом, если H x 1,15 > H , то Bh принять равным нулю. i max i где: Bh - рейтинг, присуждаемый i-й заявке на участие в конкурсе по i критерию "цена контракта"; H - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в max конкурсной документации; H - предложение i-го участника конкурса по цене контракта; i K - весовой коэффициент критерия "цена контракта". h
- Таким образом, рейтинг участника конкурса N 1 (российский товар) равняется:
-
Bh = K x (H - H ) / H = 0,8 x (1 000 000 - 800 000) / "1" h max "1" max 1 000 000 = 0,16
- Рейтинг участника конкурса N 2 (товар иностранного происхождения) равняется:
-
Bh = K x (H - (H x 1,15)) / H = 0,8 x (1 000 000 - 700 000 x "2" h max "2" max 1,15) / 1 000 000 = 0,156
- Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1).
- Таблица 1
-
Рейтинг по критериям
Критерии, установленные заказчиком
Предложения поставщиков
весовой коэффици- ент
максимальное значение
предложение N 1 (российский товар)
предложение N 2 (товар иностранного происхождения)
H = 800 000 руб. "1"
H = 700 000 руб. "2"
по критерию "цена контракта" (Bh)
K = 0,8 hi
H = 1 000 000 max руб.
Bh = 0,16 "1"
Bh = 0,156 "2"
по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" (Ba)
K = 0,2 ai
A = 100 max баллов
Решением конкурсной комиссии A = 100 "1" баллов Ba = 0,2 "1"
Решением конкурсной комиссии A = 100 "2" баллов Ba = 0,2 "2"
Итоговый рейтинг B = Bh + Ba i
0,36
0,356
Результаты конкурса
1
2
- Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок).
- В случае, если несколькими участниками конкурса представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, имеющим право на предоставление преференции ( примечание к пункту 3 Приказа).
- Вопрос 3. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов?
- Ответ. Приказ N 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения аукциона ( пункт 4 Приказа N 427).
- В соответствии с Приказом N 427 контракт с победителем аукциона заключался по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
- В соответствии с новым порядком ( Приказ N 123) в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены государственного (муниципального) контракта.
- Пример.
- Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
- Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
- Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей.
- Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле:
- Bh = H x 0,85
- где:
- Bh - цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства;
- H - цена контракта, предложенная победителем аукциона.
- Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене:
- Bh = H x 0,85 = 500 000 x 0,85 = 425 000 рублей.
- Вопрос 4. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, при исполнении государственного или муниципального контракта?
- Ответ.
- Приказ N 427 дополнен новым пунктом 7 , в соответствии с которым в государственном или муниципальном контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
- Таким образом, заказчик включает в государственный или муниципальный контракт сведения о стране происхождения товара на основании информации о стране происхождения товара, которую участник размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, указал (продекларировал) в заявке на участие в торгах.
- В случае наличия у участника размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, документа, подтверждающего страну происхождения товара, данные такого товара также вносятся в государственный или муниципальный контракт.
- Требовать от поставщика в обязательном порядке предоставление документа, подтверждающего страну происхождения, заказчик не вправе.
- Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.
- Статс-секретарь -
- заместитель Министра
- экономического развития
- Российской Федерации
- А.В.ПОПОВА
- Статс-секретарь -
- заместитель руководителя
- Федеральной антимонопольной службы
- А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ