О порядке возврата налога на доходы физических лиц
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями налогоплательщиков и налоговых органов по вопросу возврата излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц (далее - налог) сообщает.
- Налогоплательщики согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
- Согласно статье 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся резидентами Российской Федерации.
- В силу статьи 226 Кодекса налоговые агенты исполняют обязанность по исчислению и уплате сумм налога в отношении доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
- Исчисленная и удержанная налоговым агентом сумма налога перечисляется в бюджет единым платежным поручением без персонификации физических лиц.
- Положения Кодекса не конкретизируют причины излишней уплаты налога (ошибки в расчетах налогового агента, изменение законодательства, имеющее обратную силу, и т.д.).
- Возврат сумм налогов, излишне удержанных с налогоплательщика и уплаченных (перечисленных) в бюджет налоговым агентом, осуществляется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 231 Кодекса, согласно которому излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
- По мнению ФНС России, указанная статья не препятствует налоговому агенту осуществлять возврат излишне удержанных с работника и перечисленных в бюджет сумм налогов за счет сумм налогов, подлежащих перечислению, удержанных с других работников организации.
- Обоснованность такого возврата выявляется налоговыми органами в ходе проведения плановой выездной налоговой проверки налогового агента.
- На основании изменения данных бухгалтерского учета корректируются документы налогового учета и отчетности по налогу, в которых отражаются результаты перерасчета налога за отчетный год. Сведения о доходах физических лиц, в отношении которых налоговым агентом были произведены перерасчеты налога за предшествующие годы в связи с корректировкой их налоговых обязательств, представляются налоговому органу в виде новой справки по форме N 2-НДФЛ, взамен ранее представленной с указанием нового номера справки.
- По мнению ФНС России, нормы статьи 78 Кодекса при обращении работника к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанных этим налоговым агентом сумм налога, не применяются, поскольку указанной статьей регулируются отношения, возникающие непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом.
- Вместе с тем, согласно разъяснениям Минфина России (письма Минфина России от 14.01.2009 N 03-04-05-01/5 и от 28.01.2009 N 03-04-06-01/8), возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен налогоплательщику налоговым агентом на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, и налоговому агенту налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате (зачете), поданного в налоговый орган в соответствии с положениями статьи 78 Кодекса.
- Возврат налогоплательщику излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога за счет уменьшения подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от данного налогового агента иными физическими лицами, статьей 78 Кодекса не предусмотрен.
- В данной статье установлен общий порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов. Однако следует учесть, что Кодексом не предусмотрено представление налоговой декларации по налогу, удержанному с физических лиц налоговыми агентами. Поэтому основания для проведения камеральной налоговой проверки с целью выявления факта излишне перечисленного налога налоговым агентом отсутствуют.
- Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов способом, предложенным Минфином России, возможен только по другим налогам, по которым представляют налоговые агенты налоговые декларации, например, по налогу на прибыль.
- Для выявления факта излишнего перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым органам необходимо располагать данными о размерах доходов, выплаченных в налоговом периоде работникам организации, а также о суммах примененных налоговых вычетов и суммах исчисленного и удержанного налога.
- В настоящее время установить переплату по спорной сумме излишне уплаченного налога возможно только в ходе выездной налоговой проверки данного налогового агента с учетом ограничений по количеству таких проверок, установленных пунктом 5 статьи 89 Кодекса.
- Более того, право налогоплательщика на возврат излишне удержанного налога не должно ставиться в зависимость от налоговых взаимоотношений налогового агента и налогового органа.
- При таком подходе на практике налогоплательщик фактически лишен права возврата излишне удержанного налога у источника выплаты дохода в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 Кодекса.
- Таким образом, возврат излишне уплаченных сумм налога производится только на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представленной физическими лицами в налоговый орган по месту своего учета.
- По мнению ФНС России, установленный статьей 78 Кодекса общий порядок возврата излишне уплаченных сумм налога касается, прежде всего, случаев обращения налогоплательщика - физического лица непосредственно в налоговый орган при подаче им налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц с приложением заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога.
- Заместитель руководителя
- Федеральной налоговой службы
- С.Н.ШУЛЬГИН