» » » О целесообразности преобразования государственных и муниципальных архивных учреждений из бюджетных в автономные

О целесообразности преобразования государственных и муниципальных архивных учреждений из бюджетных в автономные


Российская Федерация
Письмо Росархива от 08 сентября 2009 года № II/1710-К
О целесообразности преобразования государственных и муниципальных архивных учреждений из бюджетных в автономные
Принято
Государственной архивной службой России
  1. В связи с поступающей информацией Федеральное архивное агентство выражает обеспокоенность предпринимаемыми в некоторых регионах попытками изменить существующий правовой статус государственных и муниципальных архивов, как бюджетных учреждений, путем их перевода в число автономных учреждений.
  2. В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Из этого следует, что основное предназначение государственного архива - осуществление государственных функций в этих сферах деятельности, а не выполнение работ и/или оказание услуг. Тем более что большая часть последних (исполнение запросов органов государственной власти, запросов социально-правового характера граждан, рассекречивание, допуск к архивным документам через читальные залы и др.) оказывается архивами в соответствии с законодательством Российской Федерации на бесплатной основе. Доля получаемых государственными архивами внебюджетных средств в среднем по Российской Федерации не превышает 10% от общего объема их финансирования. Между тем цель принятия Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" - снижение бюджетных расходов путем перевода в этот статус тех бюджетных учреждений, которые располагают гарантированно большими объемами внебюджетных поступлений.
  3. Необходимо также иметь в виду, что даже в высокоразвитых странах мира, где архивы имеют широкие возможности по привлечению дополнительных средств, в первую очередь за счет проведения генеалогических исследований по заказам юридических и физических лиц, они остаются государственными бюджетными учреждениями, поскольку являются одними из символом государственности, хранилищами исторической памяти народов, служа не только современникам, но и будущим поколениям граждан.
  4. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2007 N 337 в состав имущества автономного учреждения должно быть включено "имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе... документы Архивного фонда Российской Федерации". В то же время положениями ст. 19 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" установлено, что документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, не входят в состав имущества этих архивов. Частью 3 статьи 10 указанного Федерального закона установлено, что эти документы не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению. Таким образом, для документов Архивного фонда Российской Федерации Федеральный закон не предусматривает даже специального порядка отчуждения.
  5. Учитывая изложенное, преобразование государственных и муниципальных архивных учреждений из бюджетных в автономные считаем нецелесообразным.
  6. Руководитель
  7. Федерального архивного агентства
  8. В.П.КОЗЛОВ

Предыдущая новость - О поступлении в Роспотребнадзор претензий потребителей к продавцам (исполнителям)

Следующая новость - О постановлении Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. № 719