» » » Письмо Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2009 года № Д06-2639

Письмо Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2009 года № Д06-2639


Российская Федерация
Письмо Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2009 года № Д06-2639
О Федеральном законе от 30.12.2008 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принято
Министерством экономического развития Российской Федерации
  1. ОТ 30.12.2008 N 312-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
  2. В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  4. Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение, содержащее просьбу дать разъяснения положениям Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ), в части "перерегистрации" обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО).
  5. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В то же время, согласно Положению, Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства, за исключением нормативно-правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
  6. Основной целью указанного Закона является повышение инвестиционной привлекательности и совершенствование механизмов защиты прав участников ООО.
  7. В целях повышения инвестиционной привлекательности организационно-правовой формы ООО Законом N 312-ФЗ предусматривается:
  8. запрет на выход из общества (если иное не предусмотрено уставом);
  9. возможность установления в уставе механизма продажи доли по заранее определенной цене;
  10. возможность заключения соглашений между участниками, регулирующих порядок согласованных действий по голосованию на общем собрании участников, порядку управления обществом и иным вопросам (аналог "акционерного соглашения").
  11. В целях защиты прав участников ООО Законом N 312-ФЗ предусматривается:
  12. учет долей в Едином государственном реестре юридических лиц с одновременным исключением сведений о них из устава и нотариальным порядком перехода долей;
  13. право участника ООО истребовать свою долю в случае ее утраты в результате противоправных действий третьих лиц.
  14. Таким образом, с принятием Закона N 312-ФЗ существенно снизился риск "рейдерских захватов", увеличилась гибкость регулирования корпоративного управления в ООО.
  15. В отношении так называемой "перерегистрации" уставов обществ сообщаем.
  16. Пунктом 2 статьи 5 Закона установлено, что уставы обществ, созданных до вступления в силу Закона, подлежат приведению в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" до 1 января 2010 года.
  17. В то же время согласно пункту 3 статьи 5 Закона с момента вступления его в силу уставы и учредительные договоры обществ, созданных до вступления Закона в силу, применяются в части, не противоречащей вышеуказанным законодательным актам. При этом пункт 7 статьи 5 Закона регулирует отношения по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО, устав которого не приведен в соответствие с Законом.
  18. Таким образом, неприведение устава ООО в соответствие с Законом не влечет недействительности устава после 1 января 2010 г. и не может быть основанием для ликвидации по решению суда (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации) такого общества, если не допущены иные грубые или неоднократные нарушения нормативных правовых актов. При этом в случае предъявления в суд требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления о ликвидации ООО суду должны быть представлены доказательства конкретных грубых или неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 2163/01, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 4/2). Одновременно, согласно судебному толкованию положений пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, данному в указанных актах, суд может предложить обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах (уставе) расхождений с Законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке. Арбитражный суд может также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с Законом не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении рассмотрения дела, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего общества.
  19. Заместитель директора Департамента
  20. корпоративного управления
  21. Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

Предыдущая новость - О некоторых вопросах, связанных с внесением изменений в отдельные законодательные акты

Следующая новость - О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010