» » » О налогообложении субсидий, предоставляемых из бюджета в целях возмещения затрат

О налогообложении субсидий, предоставляемых из бюджета в целях возмещения затрат


Российская Федерация
Письмо ФНС от 10 сентября 2009 года № ШС-17-3/165@
О налогообложении субсидий, предоставляемых из бюджета в целях возмещения затрат
Принято
Федеральной налоговой службой России
  1. Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.08.2009 N 03-03-05/156 о порядке учета для целей налогообложения прибыли субсидий, выделяемых коммерческим организациям из бюджета на возмещение затрат в связи с производством и реализацией.
  2. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.
  3. Действительный
  4. государственный советник
  5. Российской Федерации
  6. 2 класса
  7. С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
к Письму от 10 сентября 2009 года № ШС-17-3/165@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 августа 2009 г. N 03-03-05/156
  1. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев позицию ФНС России о порядке учета субсидий, выделяемых коммерческим организациям на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, изложенную в письмах от 07.07.2009 N 3-2-06/72 и N 3-2-06/71, сообщает, что вывод о том, что указанные субсидии подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов, соответствует положениям главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
  2. В то же время необходимо отметить, что предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения (письмо Минфина России N 02-01-04/2523, Минэкономразвития России N 12064-АП/Д05 от 29.08.2008 "О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
  3. Таким образом, указание на то, что субсидии, полученные в возмещение уже понесенных расходов, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться по усмотрению организации, применимо только при предоставлении субсидий по факту возникновения затрат.
  4. По мнению Департамента, при решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), необходимо учитывать следующее.
  5. При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
  6. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
  7. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
  8. Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
  9. 1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
  10. 2) полученные средства должны носить целевой характер;
  11. 3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
  12. Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.
  13. Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
  14. Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
  15. Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
  16. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться.
  17. Директор Департамента
  18. И.В.ТРУНИН

Предыдущая новость - О введении в действие нормативных правовых актов

Следующая новость - О разъяснении изменений, внесенных в Федеральный закон «Об акционерных обществах», в части регулирования института акционерных соглашений