Письмо Минфина РФ от 14 октября 2009 года № 03-03-05/182
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: О порядке применения к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2, при амортизации основных средств, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения коэффициента при амортизации основных средств, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды, и сообщает следующее.
- В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в том числе в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды.
- Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды, вправе использовать указанный специальный коэффициент только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств.
- При этом установлено, что под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
- Кроме того, при применении нелинейного метода начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам.
- Аналогичная норма до 1 января 2009 г. была предусмотрена п. 7 ст. 259 Кодекса.
- При определении факторов агрессивной технологической среды (в том числе и взрыво-, пожароопасной, токсичной), по мнению Департамента, следует учитывать положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", определяющие перечень опасных веществ (Приложение N 1 указанного Федерального закона).
- При этом, если агрессивная технологическая среда находится в непосредственном контакте только с определенным оборудованием, данное оборудование, представляющее собой в рабочем режиме опасный производственный объект, является механической границей агрессивной среды. При этом выполнение техники безопасности эксплуатации опасного объекта приводит к тому, что агрессивная среда за пределы оборудования, непосредственно контактирующего с агрессивной средой, не выходит.
- В таком случае иное имущество, находящееся на территории организации, где эксплуатируются опасные объекты, но отделенное воздушной средой от этих опасных производственных объектов, нельзя рассматривать как имеющее непосредственный контакт с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой. Применение налогоплательщиком повышающего коэффициента 2 для таких основных средств необоснованно.
- При определении объектов, имеющих непосредственный контакт с агрессивной средой, в отношении которых налогоплательщик вправе применять специальный ускоряющий коэффициент амортизации, необходимо учитывать, что, если конкретное оборудование предназначено для работы именно в контакте с опасной средой и используется в режиме, установленном соответствующей документацией производителя, эта среда не может рассматриваться как причина ускоренного (по сравнению с установленным производителем) износа такого оборудования или источник аварийной ситуации.
- Таким образом, применение повышающего коэффициента 2 для основных средств в соответствии с нормами ст. 259.3 Кодекса (абз. 2 п. 7 ст. 259 Кодекса в редакции, действовавшей до 2009 г.) правомерно в случае, если собственник оборудования использует его в режиме, не установленном соответствующей документацией производителя, или для работы в контакте с опасной средой использует оборудование, не предназначенное для эксплуатации в подобных условиях.
- Директор Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- И.В.ТРУНИН
- 14.10.2009