» » » Письмо Минфина РФ от 25 декабря 2009 года № 03-05-06-02

Письмо Минфина РФ от 25 декабря 2009 года № 03-05-06-02


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 25 декабря 2009 года № 03-05-06-02/126
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: В Письме Минфина России от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33 приведен пример расчета земельного налога в отношении земельного участка под многоквартирным домом. Какой орган вправе определить для целей исчисления земельного налога долю в общей долевой собственности на землю, если собственниками в доме являются: физлица; муниципальные власти; организация, в собственности которой находится подвал дома? Являются ли плательщиками земельного налога пенсионеры, получившие права на долю в общей долевой собственности на землю под многоквартирным домом? Учитывается ли общая муниципальная площадь при расчете долей собственников многоквартирного дома?
  2. Ответ:
  3. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления и уплаты земельного налога в отношении земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, и сообщает следующее.
  4. В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
  5. На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
  6. Таким образом, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме признаются налогоплательщиками земельного налога в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет.
  7. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
  8. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу Федерального закона N 189-ФЗ решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное (ст. 15 Федерального закона N 189-ФЗ).
  9. Налоговая база для каждого налогоплательщика земельного налога - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 4 ст. 391 Кодекса).
  10. В соответствии с Инструкцией об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющегося общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 14.02.2007 N 29, заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости, ограничения (обременения) данного права могут представляться собственниками помещений в многоквартирном доме, представителями собственников помещений в многоквартирном доме, если это право предоставлено им на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, решением общего собрания собственников, на ином соответствующем закону основании.
  11. Внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении (протоколе) общего собрания собственников, ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В названном документе также указываются сведения о собственниках конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме.
  12. Сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Кодекса).
  13. При этом отмечаем, что налогоплательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Кодекса).
  14. Одновременно обращаем внимание, что ст. 395 Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данный перечень не включена.
  15. Вместе с тем нормы гл. 31 Кодекса не исключают возможности предоставления пенсионерам льгот по уплате земельного налога.
  16. Так, согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
  17. Учитывая изложенное, по вопросам, связанным с освобождением пенсионеров от уплаты земельного налога, следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого находится участок, занимаемый многоквартирным домом.
  18. В отношении Письма Минфина России от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33 отмечаем, что предоставляемые в соответствии со ст. 34.2 Кодекса письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер.
  19. Заместитель директора
  20. Департамента налоговой
  21. и таможенно-тарифной политики
  22. С.В.РАЗГУЛИН
  23. 25.12.2009

Предыдущая новость - Письмо Минздравсоцразвития РФ от 21 декабря 2009 года № 20-0

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 23 декабря 2009 года № 03-11-09