По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат
- Принято
- Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- В последнее время в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации приходит много вопросов о том, что включать в состав материального обеспечения пенсионера при расчете социальной доплаты к пенсии с 1 января 2010 года? Минздравсоцразвития России на эту тему подготовлены соответствующие разъяснения.
- 1. Пунктом 2 статьи 12.1 названного Закона установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения для принятия решения о назначении пенсионеру социальной доплаты к пенсии учитываются:
- все виды пенсий,
- дополнительное материальное (социальное) обеспечение,
- ежемесячные денежные выплаты (включая стоимость набора социальных услуг), а также
- иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
- Кроме того, пунктом 3 этой же статьи предусмотрен учет в составе общей суммы материального обеспечения пенсионеров денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
- Перечисленные в пунктах 1 - 3 части 2 ст. 12.1 вышеназванного Закона виды денежных выплат составляют исчерпывающий перечень при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионеров и расширительному толкованию не подлежат.
- По этой причине не включаются в состав материального обеспечения пенсионера при установлении социальной доплаты следующие выплаты:
- Ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", установленная в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 1542-1 "О донорстве крови и ее компонентов"
- Лица, награжденные знаком "Почетный донор России", получают ежегодную денежную выплату в размере 6000 рублей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- Средства на данную выплату в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер ее индексации предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
- Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 г. N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" утверждены Правила предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России".
- Эти Правила распространяются также и на граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР".
- Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
- Статьей 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (до принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ) предусмотрено предоставление компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения.
- Принятое в развитие данного Федерального закона Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 528 предусматривает выплату компенсации инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также через Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации путем направления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации.
- Ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
- При возникновении поствакцинальных осложнений гражданам предоставлено право на социальную поддержку. Одной из таких мер является предоставление гражданам ежемесячных денежных компенсаций.
- Финансовое обеспечение выплаты ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.
- Полномочия по реализации данных прав граждан реализуют субъекты Российской Федерации путем принятия их от Российской Федерации.
- Ежемесячная денежная компенсация нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации и имеющим детей в возрасте до 3-х лет
- Ежемесячные компенсационные выплаты, установленные Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 года N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций", производятся уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций и нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет и находящимся на момент увольнения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет либо в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если они не получают пособия по безработице.
- Данные выплаты являются расходным обязательством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое, руководствуясь нормами прямого действия, осуществляют выплаты получателям непосредственно путем перечисления на банковский счет или почтовым переводом.
- Подобные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, финансовое обеспечение которых предусмотрено федеральным бюджетом на соответствующий год, не отнесенные к числу выплат, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" , при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются.
- Данное положение относится и к тем установленным федеральным законодательством выплатам и финансируемым из федерального бюджета, полномочия по реализации которых закреплены за субъектами Российской Федерации.
- 2. В отношении иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации, предусмотренных п. 4 названного Закона.
- Основанием для включения в состав общей суммы материального обеспечения пенсионера конкретных выплат, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, является наличие у выплаты одновременно трех характерных признаков:
- принадлежность к мерам социальной поддержки (помощи),
- регулярность,
- денежная форма, включая денежный эквивалент натуральной формы.
- Отсутствие одного из признаков исключает возможность включить такую выплату в состав материального обеспечения пенсионера.
- О нерегулярном характере свидетельствует предоставление различных мер социальной поддержки (помощи), основанное на учете нуждаемости (назначаемое с учетом дохода) получателя. Такие меры поддержки и виды помощи не должны включаться в состав материального обеспечения.
- Не подлежат включению по этой причине, к примеру, установленное региональным законодательством ежемесячное социальное пособие отдельным категориям малоимущих граждан и ежемесячное пособие на диетическое питание малоимущим учащимся государственных учреждений начального профессионального образования и студентам государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
- Подобными характерными свойствами обладают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также ежемесячное пособие на детей и т.п.).
- 3. Что касается денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, то порядок их расчета определен в Правилах, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29 сентября 2009 года N 804-н и зарегистрированном в установленном порядке в Минюсте России 10 ноября 2009 года, и предусматривает возможность пересмотра, в том числе по заявлению гражданина.
- Определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если как таковая мера социальной поддержки (в натуральном виде или в стоимостном выражении) установлена действующим законодательством.
- Если гражданам из числа "региональных" льготных категорий мера социальной поддержки по проезду на городском транспорте заменена денежной компенсацией (к примеру, в размере 110 рублей), то именно эта сумма и должна быть учтена при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера.
- Однако если гражданину предоставлено право только на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене (к примеру, по 100 рублей), то в этом случае предоставление ему меры социальной поддержки не происходит, а лишь определяется его преимущественное право в приобретении такого проездного документа по сниженной цене.
- Финансовые средства, направляемые в предприятия транспорта как возмещение сумм выпадающих доходов, не являются мерой социальной поддержки конкретного пенсионера и не подлежат учету в составе его материального обеспечения.
- Ответы на вопросы подготовил
- Департамент социальной защиты