Об административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- 22.08.2009 вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 160-ФЗ), согласно которому изменен порядок возбуждения дел об административных правонарушениях по статьям 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 (далее - КоАП РФ).
- Так, в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
- Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
- Следовательно, возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства возможно лишь после установления факта совершения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
- Факт нарушения антимонопольного законодательства фиксируется комиссией антимонопольного органа в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Решение).
- Таким образом, исходя из положений КоАП РФ и Закона о защите конкуренции, дело об административном правонарушении по статьям 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ подлежит возбуждению после принятия Решения комиссией антимонопольного органа (изготовления Решения в полном объеме).
- Полномочия по наложению административных взысканий по данному составу правонарушений возложены на федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, с правом передачи в необходимых случаях соответствующих дел на рассмотрение суда .
- В территориальные управления ФАС России поступают (прилагаются) постановления о возбуждении прокурорами в порядке статьи 28.4 КоАП дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.31, 14.31.1, 14.33 КоАП, за нарушения антимонопольного законодательства. В адрес ФАС России по указанному вопросу поступают обращения хозяйствующих субъектов. При этом в рамках таких административных дел, возбужденных прокурором, факт нарушения антимонопольного законодательства комиссией антимонопольного органа уже не может быть установлен, что создает сложности в принятии решения по делу и его обосновании при судебном обжаловании.
- Отсутствие повода к возбуждению дела, предусмотренного частью 1.2 статьи 28.1 КоАП, при возбуждении дела прокурором приведет к отмене постановления о привлечении к административной ответственности при его обжаловании в судебном порядке.
- Учитывая изложенное, ФАС России просит повторно рассмотреть вопрос о направлении рекомендаций в адрес прокуроров субъектов Российской Федерации о том, что при выявлении признаков нарушений антимонопольного законодательства, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.33 КоАП, направлять имеющиеся материалы в антимонопольный орган для рассмотрения вопроса о возбуждении дела в соответствии с Законом о защите конкуренции и последующем привлечении виновных лиц к административной ответственности.
- Такие рекомендации будут способствовать повышению эффективности пресечения нарушений антимонопольного законодательства и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
- И.Ю.АРТЕМЬЕВ