Об обоснованности взимания платы за сортировку подписных тиражей
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- По вопросу обоснованности взимания ФГУП "Почта России" платы за сортировку периодических печатных изданий с издателей сообщаем.
- В соответствии с Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2001 N 759 (далее - Правила), "подписка на периодические печатные издания" - форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставку. При этом установлено, что договор подписки заключается подписчиком - гражданином, имеющим намерение приобрести или приобретающим периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с распространителем, то есть с лицом, выполняющим функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
- Таким образом, Правила регламентируют отношения потребителя услуги с продавцом услуги по подписке (распространителем).
- Потребитель, заказывающий услугу по подписке, оплачивает суммарно каталожную цену и подписную цену издания, которая указывается в подписном каталоге.
- Отношения редакции, издателя с распространителем Правила не устанавливают.
- В основном функционирование рынка подписки осуществляется следующим образом:
- Подписные агентства по агентскому договору по проведению подписки на периодические печатные издания, заключаемому с редакциями, издателями, берут на себя обязательства по формированию подписного каталога, а также совершать сделки с третьими лицами от имени подписного агентства по поручению редакции, издательства и за их счет, связанные с распространением издания по подписке.
- Деятельность по осуществлению ряда технологических операций, составляющих услугу распространения периодических печатных изданий по подписке, исполняют иные хозяйствующие субъекты, в основном ФГУП "Почта России" по агентским договорам с подписными агентствами.
- В ряде случаев заключаются договоры непосредственно ФГУП "Почта России" с редакцией, издательством.
- При этом ФГУП "Почта России" оказывает редакции услуги в соответствии с заключенным договором.
- Во исполнение пункта 3 Протокола совещания "О распространении в Российской Федерации периодических печатных изданий по подписке" от 30.03.2006 N ДМ-П-44-24пр ФАС России совместно с Федеральным агентством связи, ФГУП "Почта России", при участии издательств и подписных агентств разработана Методика формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставке газет и журналов (далее - Методика).
- В соответствии с Методикой рассчитываются тарифы, формирующие подписную цену издания.
- Пунктом 2.2.1 Методики учитываются затраты ФГУП "Почта России" на обработку экземпляра издания в газетных узлах, то есть на его сортировку. Пунктом 2.2.3 Методики учитываются затраты ФГУП "Почта России" на внутриобластную перевозку изданий от газетного узла до отделения почтовой связи.
- Перечень газетных узлов опубликован ФГУП "Почта России".
- Фактически в Методике учитываются затраты ФГУП "Почта России" на этапе "последней мили", в месте доставки периодического печатного издания подписчику.
- Таким образом, затраты на сортировку, перевозку периодических печатных изданий, на этапах до газетных узлов в Методике не учитываются.
- Решение о необходимости такого формирования услуги в ходе разработки Методики принято с учетом мнения издательского сообщества и на основании того, что сортировка и перевозка периодических печатных изданий до газетного узла является потенциально конкурентным видом деятельности, может осуществляться непосредственно издательствами, иными хозяйствующими субъектами (например, типографиями), транспортными компаниями.
- Исходя из изложенного ФАС России полагает обоснованным выделение в качестве отдельных услуг услуги по сортировке и перевозке на этапах, которые могут быть потребителем (редакцией, издательством) не востребованы.
- А.Г.ЦЫГАНОВ