Письмо Минфина РФ от 31 марта 2010 года № 03-08-05
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Относятся ли доходы от оказания юридических, консультационных и информационных услуг, услуг по организации семинаров, международных конференций за рубежом, полученные иностранными организациями, которые не связаны с их предпринимательской деятельностью в РФ, к доходам иностранных организаций от источников в РФ, подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в соответствии со ст. 309 НК РФ?
- Должны ли указанные выше организации представлять ОАО документы, подтверждающие их местонахождение на территории иностранных государств, с которыми у РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы?
- Как российская организация, приобретающая товары, иное имущество, работы, услуги у иностранных организаций на территории РФ, может определить, что полученные доходы не приводят к образованию постоянного представительства в РФ и данные доходы обложению налогом на прибыль у источника выплаты не подлежат?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно исполнения обязанности налогового агента по налогу на доходы иностранных организаций и сообщает следующее.
- Как следует из письма, иностранные организации осуществляют юридические, консультационные и информационные услуги, а также организацию семинаров, международных конференций за рубежом для российской компании.
- Согласно ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство, подлежат налогообложению на территории Российской Федерации.
- В связи с тем что вышеуказанные услуги предоставляются российской организации на территории иностранного государства, то доходы, получаемые иностранными организациями за оказание таких услуг, не могут рассматриваться как доходы от источников в Российской Федерации и соответственно подлежать обложению налогом на прибыль в Российской Федерации (абз. 3 п. 2.1 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-23/150).
- Однако обращаем внимание, что в соответствии со ст. 252 Кодекса расходы, произведенные российской организацией, должны быть обоснованны и оценка их выражена в денежной форме, а также они должны быть документально подтверждены и оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Что касается подтверждения иностранными организациями постоянного местонахождения на территории иностранного государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор об избежании двойного налогообложения, то данное подтверждение необходимо налоговому агенту для исполнения своих функций, предусмотренных ст. ст. 310 и 312 Кодекса. В связи с тем что двойного налогообложения в рассматриваемом случае не происходит, то представлять указанное подтверждение иностранным организациям российской компании нет необходимости.
- В отношении доходов иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, следует отметить, что согласно п. 2 ст. 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
- Понятие "постоянное представительство" в целях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах приводится в ст. 306 Кодекса, на основании положений которой определяется статус иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. При этом следует учитывать нормы статьи "Постоянное представительство" межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- Н.А.КОМОВА
- 31.03.2010