Письмо Минфина РФ от 15 апреля 2010 года № 03-03-06/1/269
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: 1. В силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
- Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в Письме от 21.06.2005 N 03-03-04/1/20, данное положение НК РФ применяется только к налогоплательщикам, для которых содержание таких здравпунктов является обязательным и у которых данные здравпункты находятся непосредственно на территории налогоплательщика.
- Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, принимать меры по защите жизни, здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.
- В силу требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ нефтеперерабатывающие предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны организовать на своей территории здравпункты для оказания своим работникам первой неотложной доврачебной помощи.
- Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 07.10.2005 N 627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) могут функционировать исключительно как структурные подразделения учреждений здравоохранения или организаций.
- На сегодняшний день здравпункт, организованный на территории ОАО, является структурным подразделением Городской клинической больницы.
- При этом данное структурное подразделение муниципального лечебного учреждения, не имея своей материальной базы, размещается в помещении, предоставленном нефтеперерабатывающим предприятием, и использует при осуществлении своей деятельности медицинский инвентарь и медикаменты, также предоставляемые нефтеперерабатывающим предприятием.
- Кроме того, ОАО несет затраты, связанные с оплатой услуг автотранспортного предприятия по управлению и технической эксплуатации специальных автомобилей "Скорая помощь".
- Буквальное толкование нормы пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ не позволяет сделать однозначный вывод о возможности отнесения нефтеперерабатывающим предприятием на расходы для целей налогообложения затрат, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпункта, находящегося на его территории, но не являющегося его структурным подразделением, а также медикаментов, приобретаемых для этого здравпункта.
- Согласно положению п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения в налоговом законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика.
- Учитывая изложенное, правомерно ли при исчислении налога на прибыль учесть затраты на содержание здравпункта, не являющегося структурным подразделением ОАО, а также затраты, связанные с оплатой услуг автотранспортного предприятия по управлению и технической эксплуатации автомобилей "Скорая помощь"?
- 2. С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 137-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона "О пожарной безопасности".
- Согласно этим изменениям работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, должны осуществляться на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством РФ.
- Данный порядок установлен в Правилах выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства от 24.12.2008 N 989, и предусматривает, что договоры на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности должны заключаться организациями с территориальными органами МЧС России.
- Никаких иных условий по заключению указанных договоров Правила не предусматривают.
- В настоящее время территориальным управлением МЧС России было предложено ОАО заключить договор на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности на условиях предоставления во временное пользование договорному подразделению Федеральной противопожарной службы имущества предприятия, необходимого для организации пожарной безопасности, а именно зданий, пожарной техники, автотранспорта и т.п., с отнесением всех расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией данного имущества, за счет предприятия.
- При этом предполагается, что стоимость работ и услуг договорного подразделения Федеральной противопожарной службы должна покрывать только затраты на оплату труда и иные затраты, связанные с содержанием личного состава договорного подразделения ФПС.
- В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на обеспечение пожарной безопасности.
- Правомерно ли в целях налога на прибыль отнести к расходам, связанным с обеспечением пожарной безопасности, затраты ОАО на содержание и эксплуатацию зданий, пожарной техники, автотранспорта и другого имущества, передаваемого в пользование договорного подразделения Федеральной противопожарной службы?
- Правомерно ли отнести на расходы, связанные с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по имуществу, передаваемому в пользование одного подразделения Федеральной противопожарной службы?
- Ответ:
- В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.
- 1. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. При этом указанные расходы должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ: должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 N 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, согласно которой здравпункты (врачебные, фельдшерские), предназначенные для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся, должны быть структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций.
-
Глава 25. "Налог на прибыль организаций" Нк рф не содержит положений, позволяющих учитывать в целях налогообложения прибыли расходы организации на содержание здравпунктов, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
- Учитывая вышеизложенное, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, но являющихся структурными подразделениями иных организаций, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
- 2. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика и приобретение услуг пожарной охраны.
- В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
- В Государственную противопожарную службу входит Федеральная противопожарная служба, которая включает в том числе подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения Федеральной противопожарной службы).
- В соответствии со ст. 24 Закона N 69-ФЗ работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
- Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989 утверждены Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
- Таким образом, расходы на приобретение услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы.
- Однако налогоплательщик может нести дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
- При учете в целях налогообложения прибыли вышеуказанных расходов следует учитывать положения п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
- Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
- Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
- Как следует из ст. 1 Закона N 69-ФЗ, законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера.
- Таким образом, налогоплательщик, несущий указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности, вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей гл. 25 НК РФ.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 15.04.2010