К поручениям Правительства Российской Федерации от 15.04.2010 N ВП-П9-2485, Минэкономразвития России от 20.04.2010 N 27745
- Принято
- Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии
- ОТ 15.04.2010 N ВП-П9-2485, МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ
- ОТ 20.04.2010 N 27745
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросам строительства объектов транспортной инфраструктуры сообщает следующее.
- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Росреестра, вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд не относятся к компетенции Росреестра. Вместе с тем, принимая во внимание то, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также право собственности на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), полагаем возможным отметить следующее.
- В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется исключительно по основаниям, установленным статьей 49 ЗК, в том числе в случае размещения объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 ЗК. При этом порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
- Согласно статье 37 ЗК объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, при этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о части объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости только в случае установления ограничений (обременении) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
- Представляется, что решение об изъятии части земельного участка для государственных нужд может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве обременения всего земельного участка (при условии внесения сведений о части земельного участка в государственный кадастр недвижимости), однако часть земельного участка не может являться предметом соглашения о выкупе.
- Таким образом, в случае необходимости изъятия части земельного участка требуется проведение работ по образованию новых земельных участков в соответствии с главой 1.1 ЗК. При этом полагаем, что могут быть определены особенности подготовки документов для осуществления государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков, представления документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на указанные земельные участки (лица, уполномоченные на совершение указанных действий, возмещение расходов на изготовление межевых планов, уплату государственной пошлины и т.д.).
- Кроме того, статьей 11.2 ЗК предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Учитывая, что в рассматриваемом случае речь идет об изъятии земельных участков для проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры, целесообразно законодательно установить возможность изменения категории и вида разрешенного использования вновь образуемых земельных участков.
- Заместитель руководителя
- Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА