Письмо Минфина РФ и ФНС от 22 июня 2010 года № ШС-37-3/4638@
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
- Вопрос: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль расходов по квотированию рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних и иных категорий молодежи, а также инвалидов.
- Ответ:
- Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, по согласованию с Минфином России сообщает следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны быть экономически обоснованы, подтверждены документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
- В ст. 13 Закона о занятости населения установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
- Квота для приема на работу инвалидов определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
- Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).
- Частью 3 ст. 21 Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2005, было предусмотрено, что механизм установления квоты в организациях определялся органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной квоты определялись органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 21 Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2005).
- Согласно п. 20 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 3 и 4 ст. 181 Закона N 181-ФЗ были признаны утратившими силу с 1 января 2005 г.
- Таким образом, с 2005 г. в Законе N 181-ФЗ не предусмотрена замена законодательно определенной квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида.
- Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон г. Москвы) были установлены основы квотирования рабочих мест.
- В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы квотирование рабочих мест осуществляется:
- - для инвалидов в установленном порядке;
- - и иных категорий: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
- Выполнением квоты для приема на работу инвалидов на основании п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы считается:
- - трудоустройство работодателем инвалидов и иных категорий граждан, указанных в п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы;
- - либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места.
- Однако Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2005 N 5-Г05-45 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы признан недействующим с 16 мая 2005 г. со слов "либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего" в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
- На основании п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с указанной статьей. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
- Таким образом, с 1 января 2005 г. в связи с отменой возможности замены квоты уплатой ежемесячно компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с такой компенсационной платой, не учитываются в целях налогообложения прибыли.
- Что касается квотирования трудоустройства несовершеннолетних и иных категорий молодежи, сообщается следующее.
- В Определении ВС РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45 указывается, что признание нормы п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы в отношении иных, кроме инвалидов, категорий граждан признано ошибочным. Однако этот вопрос не был предметом спора.
- Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о занятости населения государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования).
- Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом о занятости населения, являются расходными обязательствами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Закона о занятости населения).
- При этом полномочия Российской Федерации в области содействия занятости, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установлены в ст. 7.1 Закона о занятости населения. К ним относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в частности, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте до 18 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В силу норм п. 2 ст. 7.1 Закона о занятости населения средства на осуществление переданных в соответствии с п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости населения полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
- Таким образом, федеральное законодательство устанавливает необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет. При этом указанными законами не предусмотрена замена квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного гражданина в возрасте до 18 лет.
- Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона о занятости населения). Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств являются средства работодателя.
- Согласно п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы (в ред. от 08.04.2009) квотирование рабочих мест осуществляется и для молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые. В отличие от предыдущей редакции, указанная норма Закона г. Москвы носит расширительный характер.
- В соответствии с действующей с 08.05.2009 редакцией п. 3 ст. 2 Закона N 90 выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона, считается трудоустройство работодателем молодежи либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места.
- Вместе с тем следует иметь в виду, что с 1 января 2006 г. и до 1 января 2010 г. на основании Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) стороны договорились, что до внесения изменений в действующее федеральное законодательство и законодательство г. Москвы по вопросу квотирования рабочих мест работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего.
- Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 г. добровольно вносят компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.
- Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходным обязательством федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.
- Одновременно следует учитывать, что ст. 6 Закона г. Москвы предусмотрена экономическая поддержка работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию и сохранению квотируемых рабочих мест, в том числе предоставление из бюджета г. Москвы средств на реализацию указанных мероприятий, предоставление налоговых льгот. Кроме того, согласно ст. 5 Закона г. Москвы (в ред. с 08.04.2009) невыполнение работодателем установленной Законом г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
- На основании вышеизложенного расходы в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении трудоустройства указанной категории молодежи, уплачиваемые организациями на основании Закона г. Москвы, не учитываются в целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 г.
- Действительный государственный
- советник Российской Федерации
- 2 класса
- С.Н.ШУЛЬГИН
- 22.06.2010