» » » Письмо Минфина РФ от 21 июня 2010 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 21 июня 2010 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 21 июня 2010 года № 03-03-06/1/422
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: О порядке налогообложения налогом на прибыль доходов иностранной организации, выплачиваемых российской организацией - брокером, в случае если брокер осуществил в течение одного операционного дня две и более сделки по реализации акций (долей) различных эмитентов (одного эмитента) - российских организаций и по результатам сделок получен как доход, так и убыток.
  2. Ответ:
  3. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам исчисления и удержания налоговым агентом налога на прибыль организаций при выплате доходов иностранной организации и сообщает следующее.
  4. Согласно пп. 1, 3 и 5 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нижеперечисленные доходы, если их получение не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:
  5. - дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций;
  6. - процентный доход от долговых обязательств любого вида;
  7. - доходы, полученные иностранной организацией от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (далее - доходы от реализации акций).
  8. Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
  9. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
  10. Согласно требованиям указанного Закона и Постановлений ФКЦБ России от 11.10.1999 N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" и от 13.08.2003 N 03-39/пс "О Положении о требованиях к разделению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиентов в собственных интересах брокера" денежные средства клиента, полученные для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, полученные по сделкам, должны храниться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом брокером в кредитной организации (специальный брокерский счет). На специальный брокерский счет (счета) зачисляются также суммы полученных брокером для клиентов дивидендов и иных доходов по ценным бумагам клиентов, если в договоре с клиентом не указаны счета клиентов, на которые должны зачисляться указанные суммы.
  11. Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента, находящихся на специальном брокерском счете (счетах), и отчитываться перед клиентом.
  12. Клиент вправе потребовать возврата всей суммы или части принадлежащих ему денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете (счетах). Эти денежные средства не могут использоваться брокером в своих интересах, только если это не предусмотрено договором о брокерском обслуживании.
  13. Исходя из положений ст. ст. 309 и 310 Кодекса у российской организации, выступающей брокером (депозитарием) на рынке ценных бумаг, в результате деятельности которой выплачиваются доходы иностранной организации, признаваемые доходами от источников в Российской Федерации (в частности, доходы, указанные в настоящем письме), при поступлении денежных средств на специальный брокерский счет (счет депо) возникает обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с указанных доходов иностранной организации.
  14. Такая обязанность возникает по итогам каждой сделки при каждом перечислении дохода на специальный брокерский счет (счет депо), а также при каждом перечислении дивидендов или процентов по акциям российских эмитентов на специальный брокерский счет (счет депо).
  15. Пунктом 4 ст. 309 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по доходам от реализации акций из суммы таких доходов могут вычитаться расходы, предусмотренные ст. 280 Кодекса. При этом применение порядка формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, предусмотренного ст. 280 Кодекса (а также по результатам одного операционного дня), в целях ст. ст. 309 и 310 Кодекса указанными статьями не предусмотрено.
  16. В связи с этим в случае осуществления брокером в течение одного операционного дня двух и более сделок по реализации акций (долей) различных эмитентов (одного эмитента) - российских организаций брокер не вправе уменьшить облагаемый доход, полученный в результате реализации акций (долей) одного эмитента, на сумму убытков, полученных при реализации акций как этого же, так и других эмитентов.
  17. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  18. Директор Департамента налоговой
  19. и таможенно-тарифной политики
  20. И.В.ТРУНИН
  21. 21.06.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 25 июня 2010 года № 03-03-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 24 июня 2010 года № 03-03-06