» » » Письмо Минфина РФ от 23 июня 2010 года № 03-07-11

Письмо Минфина РФ от 23 июня 2010 года № 03-07-11


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 23 июня 2010 года № 03-07-11/267
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: О порядке налогообложения НДС и налогом на прибыль организаций при предоставлении продавцом покупателю скидок с цены реализованных товаров с внесением изменений в договор купли-продажи.
  2. Ответ:
  3. В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при предоставлении продавцом покупателю скидок с цены реализованных товаров Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
  4. Нормами гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выставление "отрицательных" счетов-фактур не предусмотрено. Поэтому в случае предоставления продавцом покупателю скидок с цены реализованных товаров рекомендуем руководствоваться Письмом Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-15/112, копия которого прилагается.
  5. Что касается налога на прибыль организаций, то порядок учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов в виде скидок, премий и бонусов зависит от особенностей оформления их предоставления в каждом конкретном случае.
  6. Общий подход к учету вышеназванных расходов состоит в следующем.
  7. Подпункт 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса относит к внереализационным расходам расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
  8. Вместе с тем в отношении скидок, предоставленных покупателям в форме изменения цены единицы товара, сопровождаемых внесением изменений в договор купли-продажи (поставки), положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса применяться не могут. В данном случае следует исходить из того, что, как следует из ст. 313 Кодекса, налоговый учет строится на основании первичных учетных документов, которыми являются в том числе гражданско-правовые договоры.
  9. Таким образом, изменение данных первичных учетных документов, а именно изменение договора купли-продажи путем уменьшения цены единицы товара, должно найти свое отражение в корректировке данных налогового учета о стоимости проданных товаров. То есть в рассматриваемом случае налогоплательщик должен скорректировать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль организаций.
  10. В то же время следует отметить, что согласно п. 1 ст. 54 Кодекса (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) с 1 января 2010 г. налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
  11. К излишней уплате налога на прибыль организаций могут привести в том числе излишне учтенные доходы.
  12. Последующее изменение договора купли-продажи, согласно которому цена товара уменьшена, ведет к уменьшению ранее признанных доходов от реализации в налоговом учете продавца, в результате чего образуется искажение налоговой базы по налогу на прибыль организаций за прошлый отчетный (налоговый) период, приведшее к излишней уплате указанного налога. Поэтому продавец, предоставивший скидку в виде уменьшения цены единицы товара с внесением изменений в договор купли-продажи, вправе скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль организаций в периоде внесения изменений в указанный договор.
  13. Осуществляя такую корректировку, налогоплательщик отражает сумму, на которую уменьшились его доходы от реализации (сумму скидки), в составе внереализационных расходов как убыток прошлых налоговых периодов, выявленный в текущем отчетном (налоговом) периоде, и отражает ее по строке 301 Приложения N 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 16.12.2009 N 135н).
  14. Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  15. Заместитель директора
  16. Департамента налоговой
  17. и таможенно-тарифной политики
  18. Н.А.КОМОВА
  19. 23.06.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 17 июня 2010 года № 03-04-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 07 июня 2010 года № 03-01-15