» » » Письмо Минфина РФ от 21 июля 2010 года № 03-05-05-02

Письмо Минфина РФ от 21 июля 2010 года № 03-05-05-02


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 21 июля 2010 года № 03-05-05-02/57
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: Организация является собственником нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, земельный участок под которым сформирован, государственный кадастровый учет проведен, заключен договор аренды земельного участка с Департаментом земельных ресурсов субъекта РФ и уплачивается арендная плата.
  2. Согласно п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П положения ч. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" во взаимосвязи с ч. 1 и 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3 и п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
  3. В п. 3 мотивировочной части указанного Постановления определено, что в силу принципа платности землепользования (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. ст. 15, 387 и 388 НК РФ).
  4. Таким образом, организация, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской федерации от 28.05.2010 N 12-П, обязана уплачивать земельный налог на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности под многоквартирным жилым домом.
  5. Между тем практическая реализация обязанности по уплате земельного налога в данном случае затруднена. Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности.
  6. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные права на земельные участки подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
  7. Налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) указано как обладающее правом собственности. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним права собственности на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
  8. На основании п. 4 ст. 85 и п. 11 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
  9. Таким образом, налоговые органы обязаны осуществлять постановку на учет российских организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества только на основании сведений о праве собственности, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  10. Исходя из вышеизложенного переход прав собственности на земельный участок под многоквартирным домом в общую долевую собственность осуществляется без государственной регистрации перехода права собственности на него, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не регистрируют долевую собственность на земельный участок под многоквартирным домом, не направляют информацию в налоговые органы и, соответственно, организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения земельного участка. Каким образом организация должна исполнить свои обязанности по уплате земельного налога в данной ситуации?
  11. Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Каким образом может быть рассчитана доля организации в праве общей долевой собственности в многоквартирном доме, в случае если в выписке из технического паспорта на здание указана только общая площадь здания и площади лестничных клеток, технического подполья, других помещений, а не площадь, находящаяся в общей долевой собственности?
  12. Ответ:
  13. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
  14. Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
  15. Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
  16. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
  17. Согласно п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  18. Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого многоквартирным домом.
  19. Одновременно отмечаем, что на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
  20. В соответствии с п. 2 ст. 83 Налогового кодекса постановка на учет в налоговом органе организаций осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
  21. Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса).
  22. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (п. п. 9 и 10 ст. 83 Налогового кодекса).
  23. Пунктом 1 ст. 392 Налогового кодекса определено, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
  24. Согласно п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
  25. Таким образом, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме для каждого налогоплательщика будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам.
  26. Заместитель директора
  27. Департамента налоговой
  28. и таможенно-тарифной политики
  29. С.В.РАЗГУЛИН
  30. 21.07.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 05 июля 2010 года № 03-11-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 23 июля 2010 года № 03-11-06