Об оценке рисков в банках, активно привлекающих вклады
- Принято
- Центральным банком Российской Федерации
- Банк России по результатам анализа ситуации на рынке вкладов физических лиц отмечает, что в первом полугодии 2010 года у ряда банков темпы прироста средств населения существенно превышали средние по Российской Федерации. Как следствие, в таких банках вырос удельный вес вкладов в структуре привлеченных средств, в т.ч. в некоторых случаях существенно. При этом у отдельных банков указанный источник средств является основным.
- Как показывает практика, агрессивная политика по наращиванию вкладов физических лиц порой является следствием проблем с ликвидностью, в т.ч. из-за низкого качества активов. Привлечение средств населения в таких случаях камуфлирует ситуацию, временно позволяя банкам выполнять свои текущие обязательства.
- Направляемые территориальными учреждениями Банка России (далее - ТУ) в центральный аппарат Банка России материалы, результаты совещаний с ТУ по вопросу оценки текущего состояния кредитных организаций и эффективности надзора свидетельствуют о том, что содержательный анализ причин складывающихся высоких темпов прироста вкладов физических лиц в банках, в т.ч. оценки условий их привлечения с точки зрения рыночной ситуации, характера размещения привлекаемых средств и возникающих при этом рисков осуществляется далеко не во всех случаях. А в тех случаях, когда по результатам анализа выявлены повышенные риски, принятые банками, не всегда применяются необходимые меры, направленные на корректировку политики банков и ограничение принятых ими рисков.
- В связи с вышеизложенным ТУ в ходе осуществления работы по надзору за банками в части привлечения ими вкладов физических лиц в рублях и в иностранной валюте <*> предлагается руководствоваться следующим.
-
--------------------------------
<*> Для оценки уровня процентных ставок по вкладам в иностранной валюте с точки зрения рыночной ситуации рекомендуется использовать данные о средневзвешенных процентных ставках по региону и в целом по Российской Федерации, одним из источников информации о которых могут служить сведения, публикуемые Банком России в "Бюллетене банковской статистики". - В случае формирования банком ресурсной базы, в существенной степени за счет вкладов физических лиц (25% и более в общем объеме пассивов) при признаках агрессивного привлечения вкладов (темпами в 1,3 и более раз превышающими средние по региону) ТУ должны проводить с банками работу по оценке экономической обоснованности проводимой политики по формированию источников привлеченных средств за счет вкладов физических лиц, включающую в т.ч. оценку качества активов банков (прозрачность, надежность, доходность), состояния и перспектив поддержания ликвидности, уровня и качества управления процентным риском, качества доходов и финансовых результатов.
- При анализе процентной политики кредитных организаций ТУ необходимо оценивать, насколько доходность и возвратность активов позволяют банку обеспечивать выполнение текущих обязательств, в т.ч. по вкладам населения. Для этого рекомендуется экспертным способом определять величину реальных доходов банка, например, из общей величины доходов исключать доходы, сформированные косвенно за счет средств самой кредитной организации, в том числе путем применения "схем" по формированию процентных выплат по кредитам за счет выдачи новых ссуд, доходов от операций, осуществленных на нерыночных условиях (продажа/покупка по цене существенно выше/ниже рыночной, как правило, со связанными структурами) и др.
- Оценка качества активов должна осуществляться ТУ не только по непосредственным заемщикам, но и в обязательном порядке применительно к конечным получателям средств банков, включая оценку эффективности осуществляемой ими деятельности, наличия реальных источников обслуживания долга, т.е. источников, обусловленных входящими денежными потоками, продуцируемыми деятельностью непосредственно данных заемщиков. Кроме того, в случае вложения банками средств прямо или косвенно в инвестиционные проекты, оценка должна производиться с учетом перспектив завершения этих проектов и оцениваемых на консервативной основе сроков их окупаемости. При проведении оценки активов следует иметь в виду, что признаки нетранспарентности активов (кредитов, вложений в ценные бумаги, включая векселя), в т.ч. использование заемщиком ссуды не по целевому назначению, определенному в договоре, на основании которого ссуда предоставлена, сложность получения ТУ информации о конечных получателях и/или объектах предоставленных банком средств, следует рассматривать в соответствии с п. 3.9.2 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" как иные существенные факторы, которые могут повлиять на принятие решения о классификации соответствующей ссуды в более низкую категорию качества, чем это вытекает непосредственно из предоставленных банком данных о финансовом положении заемщика и о качестве обслуживания долга.
- В случаях, когда результаты анализа деятельности банка, проведенного с учетом вышеизложенных подходов, будут свидетельствовать о возможности появления проблем в его деятельности, территориальным учреждениям Банка России следует проводить целенаправленную работу с руководством и собственниками банка по принятию ими необходимых мер по повышению качества деятельности и восстановлению финансовой устойчивости банков.
- В тех случаях, когда работа по предупреждению проблем не приносит реальные результаты в разумно короткий срок и при этом банками нарушаются федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними нормативные акты и предписания Банка России, не представляется информация, представляется неполная или недостоверная информация, следует применять к банкам принудительные меры воздействия, предусмотренные ч. 1 ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), в т.ч. ограничение на привлечение кредитной организацией денежных средств физических лиц во вклады, а при выявлении угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банков - меры воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 74 указанного Федерального закона или вводить в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" ограничение на величину процентной ставки по договорам банковского вклада.
- Одновременно обращаем внимание, что сам по себе факт активного привлечения банком вкладов физических лиц под повышенные процентные ставки не может являться основанием для применения принудительных мер воздействия.
- Г.Г.МЕЛИКЬЯН