Об изменениях в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- С 13 августа 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым:
- 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП) дополнен статьей 19.6.1, устанавливающей ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), за нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
- Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.6.1 КоАП, возбуждаются прокурором.
- Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.6.1 КоАП, находится в компетенции суда.
- 2. КоАП дополнен статьей 19.7.5-1, устанавливающей ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным, а также за представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения.
- Данный состав правонарушения является специальным по отношению к общему составу, предусмотренному статьей 19.7 КоАП, и устанавливает повышенную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за указанные выше нарушения.
- Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.5-1 КоАП, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, уполномоченных на осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
- Согласно п. 5.2.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности"), Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством.
- В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
- Таким образом, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.5-1 КоАП.
- Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.5-1 КоАП, находится в компетенции суда.
- 3. Внесены изменения в статью 3.4 КоАП в части регламентации оснований для применения предупреждения в качестве меры административного наказания. Новеллой является правовая норма закрепляющая, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
- В качестве меры административного наказания предупреждение добавлено, в частности, в санкции следующих статей КоАП:
- - статьи 6.7 (Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения);
- - части 3 статьи 14.1 (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии));
- - части 1 и 2 статьи 14.4 (Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил);
- - части 1 статьи 14.5 (Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники);
- - статьи 14.8 (Нарушение иных прав потребителей);
- - статьи 14.15 (Нарушение правил продажи отдельных видов товаров);
- - статьи 19.7 (Непредставление сведений (информации));
- - части 1 статьи 19.19 (Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений);
- - части 1 и 2 статьи 19.20 (Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)).
- Необходимо также учитывать, что предупреждение в настоящее время содержится, в частности, в санкции следующих статей КоАП:
- - статьи 6.3 (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании);
- - части 1 статьи 19.4 (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)).
- 4. Увеличен размер административного штрафа (от двух тысяч до четырех тысяч рублей) за совершение должностными лицами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)).
- 5. Из компетенции Роспотребнадзора исключено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.5 КоАП (Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
- Прошу учитывать вышеизложенную информацию при осуществлении государственного надзора (контроля).
- Руководитель
- Г.Г. Онищенко