О направлении информации
- Принято
- Федеральной таможенной службой России
- Во исполнение резолюции руководителя ФТС России А.Ю. Бельянинова на докладной записке ГУОТОиТК от 31.07.2009 N 04-07/3357 направляем Вам для руководства в работе согласованный подход к размещению таможенно-логистических терминалов (далее - ТЛТ).
- Под таможенно-логистическим терминалом следует понимать комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги, расположенных в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
- Понятие ТЛТ можно разделить на две составляющие: коммерческую и таможенную.
- 1. К коммерческой составляющей можно отнести осуществление услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным оформлением товаров.
- Для оказания коммерческих услуг на территории ТЛТ расположены склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также объекты, на территории которых оказываются сопутствующие услуги (пункты питания, гостиницы, страховые компании и т.д.).
- 2. К таможенной составляющей относятся услуги, связанные с выполнением государственных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров.
- Основой для таможенной составляющей, а также для формирования и развития ТЛТ являются склады временного хранения.
- На базе склада временного хранения должен располагаться таможенный орган (таможенный пост). В случае создания двух и более ТЛТ в регионе деятельности одного таможенного органа на каждом из них должно присутствовать его структурное подразделение. При размещении таможенного поста предлагаем отдавать предпочтение месту, которое имеет наибольшее приближение к пункту пропуска. На других СВХ предлагаем создавать его структурные подразделения. Нахождение на территории ТЛТ таможенного органа позволит эффективно осуществлять таможенный контроль в первую очередь за счет соответствия СВХ более высоким требованиям.
- Также для выполнения государственных функций на территории ТЛТ могут создаваться таможенные склады, располагаться стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения профессионального и дополнительного образования.
- В настоящее время действуют Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденные Приказом ФТС России от 06.12.2007 N 1497. На базе данного нормативного правового акта разработаны дополнительные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения таможенно-логистических терминалов. В настоящее время Приказ направлен на регистрацию в Минюст России.
- За основу взяты требования, предъявляемые к складам класса A, в соответствии с классификацией складских помещений, разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank.
- К действующим требованиям к складам временного хранения (далее - СВХ) добавлены следующие дополнения:
- 1. Расположение только в наземном здании (сооружении), специально предназначенном для хранения товаров;
- 2. Определено минимальное количество товаров и транспортных средств, подлежащих размещению на складе;
- 3. Наличие специального обустроенного места для проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, отвечающее правилам его эксплуатации и санитарным нормам;
- 4. Наличие многоуровневого стеллажного оборудования для хранения товаров;
- 5. Наличие системы видеонаблюдения прилегающей территории, открытой площадки и помещения СВХ с предоставлением доступа к указанной системе таможенному органу;
- 6. Наличие офисных и вспомогательных бытовых помещений.
- Также добавлен ряд требований по оборудованию склада современными средствами связи и оргтехники.
- Отвечающий указанным требованиям СВХ позволит повысить качество таможенного контроля в отношении значительного объема товаров и транспортных средств.
- Вместе с тем проведенный предварительный анализ объемов перемещения товаров и транспортных средств в зависимости от пункта пропуска, его обустроенности, перспектив развития, в том числе со стороны сопредельного государства, выявил ряд проблем:
- - отсутствие в приграничных районах в настоящее время складов, отвечающих разработанным требованиям;
- - необходимость вложения существенных капитальных вложений в создание и развитие таких складов;
- - необходимость четкой информационной политики со стороны ФТС России в вопросе переноса таможенного оформления товаров в места, приближенные к государственной границе, для поэтапного развития конкретных пунктов пропуска;
- - низкая загруженность большинства пунктов пропуска, что делает нецелесообразным создание таможенно-логистического терминала в непосредственной близости от них.
- Для частичного преодоления указанных проблем в проекте приказа об установлении требований к складам, являющимся базой для таможенно-логистических терминалов, предусмотрена возможность снижения разработанных требований в зависимости от пропускной способности пункта пропуска и сложившихся объемов товаропотоков.
- Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция), предполагает подготовку и перевод таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь между развитием таможенной инфраструктуры и развитием транспортно-логистической инфраструктуры региона.
- Основой для развития таможенной инфраструктуры должны стать ТЛТ.
- Данное положение закреплено также Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р, в которой определено, что в целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, одним из которых является создание современных складских ТЛТ.
- В целях определения места расположения ТЛТ проведен анализ загруженности существующих пунктов пропуска, характеристик товарных потоков, перемещаемых через различные пункты пропуска.
- Установлена неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, чрезмерная транспортная нагрузка на крупные российские города. Выявлена существенная диспропорция загруженности пунктов пропуска, расположенных в северо-западном и центральном регионах России и дальневосточным, сибирским, уральским, приволжским и южным регионами России.
- Концепцией определено, что указанные проблемы решаются развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами крупных городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации.
- В результате анализа выработаны следующие предложения по определению мест расположения ТЛТ.
- ТЛТ должны располагаться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы по пути следования транспортных средств из пункта пропуска вглубь страны на прилегающей к дорожной артерии территории или находящейся от нее на расстоянии не более 2 километров.
- В настоящее время функционируют СВХ, которые могли бы стать основой для ТЛТ, но которые располагаются на расстоянии более 30 километров от линии таможенной границы.
- Существуют пункты пропуска, через которые перемещаются не более 20 грузовых транспортных средств в сутки в обоих направлениях. В непосредственной близости от таких пунктов пропуска целесообразность создания ТЛТ необходимо рассматривать в каждом конкретном случае.
- Реализация положений Концепции в подобных пунктах пропуска возможна путем создания ТЛТ на пересечении транспортных артерий, что позволит обеспечить развитие дорожной инфраструктуры в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р.
- Решение о размещении ТЛТ за пределами 30-километровой зоны от таможенной границы будет приниматься в каждом конкретном случае ФТС России.
- Начальник Главного управления
- полковник таможенной службы
- Д.В.НЕКРАСОВ