Письмо Минэкономразвития РФ от 17 сентября 2010 года № Д22-1673
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Вопрос: О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа в целях защиты от недобросовестных участников.
- Ответ:
- Департамент развития конкуренции Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
- В соответствии с письмом предлагается внести изменения в Закон в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа о наличии опыта выполнения эквивалентных тематике конкурса работ и услуг, производственных мощностей, оборудования, трудовых и финансовых ресурсов, а также деловой репутации, что позволит исключить возможность участия в торгах недобросовестных участников.
- В связи с этим Департамент развития конкуренции сообщает следующее.
- В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных участников, в том числе от "фирм-однодневок", в Законе предусмотрен ряд защитных механизмов, которые реализуются следующим образом:
- 1) в документации о торгах заказчик устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), а также иные характеристики соответствия товаров (работ, услуг) потребностям заказчика. То есть заказчик в документации о торгах устанавливает, "что купить", а не "у кого купить";
- 2) в документации о торгах заказчик устанавливает требование к участникам на соответствие их требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть если законодательством предъявляются необходимые требования к лицам, осуществляющим соответствующую деятельность, то заказчик в документации о торгах устанавливает требование к участникам о представлении необходимых документов (лицензии, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, свидетельства о регистрации лекарственных средств и т.д.).
- Кроме того, в документации о торгах заказчик вправе устанавливать требование к участникам размещения заказа об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа;
- 3) участник размещения заказа описывает в заявке на участие в торгах качество товаров, работ, услуг, соответствующее требованиям заказчика, представляет соответствующие документы (лицензию, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, свидетельство о регистрации лекарственных средств и т.д.), а также декларирует в своей заявке отсутствие сведений о нем в реестре недобросовестных поставщиков.
- Если участник размещения заказа предлагает в заявке товары (работы, услуги), не отвечающие требованиям заказчика, либо не представляет необходимые документы или находится в реестре недобросовестных поставщиков, то такой участник размещения заказа, в соответствии с положениями Закона, не допускается к участию в торгах.
- Кроме того, в Законе предусмотрены финансовые механизмы защиты от недобросовестных действий участников размещения заказа:
- 1) к участию в торгах допускаются только те участники, которые внесли денежные средства в качестве обеспечения своей заявки в размере до 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, если участник откажется от подписания контракта, то он теряет указанные денежные средства, а контракт заключается с участником, занявшим второе место. При этом проведения новой процедуры торгов не требуется;
- 2) до подписания контракта победитель торгов должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств либо финансового обязательства третьей стороны, которая поручится за исполнение контракта победителем торгов (банк, крупный поручитель). При этом в случае неисполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик) теряет до 30 процентов от стоимости контракта.
- Таким образом, Законом предусмотрена экономическая мотивация исполнителей контракта выполнять обязательства по государственным и муниципальным контрактам добросовестно.
- Принятие Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ и от 27.07.2010 N 240-ФЗ позволило заказчикам не применять страхование ответственности в качестве финансового обеспечения исполнения контрактов, так как страхование как вид обеспечения обязательств неэффективно работало для целей обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов. Одновременно введение нового вида финансовых гарантий - поручительства с ужесточением требований к поручителям (Федеральный закон от 27.07.2010 N 240-ФЗ) позволит заказчикам обеспечить надежность финансовых гарантий исполнения обязательств и, как следствие, качество поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
- Таким образом, положения Закона предусматривают защитные меры, позволяющие государственным (муниципальным) заказчикам получить при размещении заказов качественные товары, работы, услуги и обеспечить защиту от недобросовестных поставщиков.
- Предлагаемые изменения в Закон в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа предусматривают введение дополнительной субъективной (административной, а не экономической) квалификации, основанной на произвольных требованиях, в том числе завышенных, что приведет к ограничению круга участников размещения заказа, развитию коррупции и неэффективному расходованию бюджетных средств.
- Заместитель директора Департамента развития конкуренции
- А.Т.Катамадзе
- 17.09.2010