О городской целевой Программе «Неотложные меры по эффективной защите населения и территории города Костромы от чрезвычайных ситуаций на 2002 — 2004 гг»
- Принято
- Думой г. Костромы (Костромская обл.)
- С целью обеспечения реализации прав граждан в области защиты населения и территории города Костромы от чрезвычайных ситуаций, рассмотрев представленный администрацией города проект решения, Дума решила:
- 1. Принять Программу "Неотложные меры по эффективной защите населения и территории города Костромы от чрезвычайных ситуаций на 2002 - 2004 гг." (приложение N 1).
- 2. Поручить администрации города Костромы:
- - к рассмотрению бюджета города на 2002 год изыскать и внести предложения об источниках и объемах финансировании настоящей Программы в 2002 году и включения ее в приложение N 4 для обязательного финансирования;
- - в проектах бюджетов 2003 - 2004 гг. предусматривать выделение денежных средств в необходимых объемах для реализации данной Программы.
- 3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по экономике и финансам (Задумова Г.В.)
- 4. Данное решение опубликовать в средствах массовой информации.
- Глава самоуправления
- г. Костромы
- Б.К.КОРОБОВ
- Председатель Совета Думы
- г. Костромы
- А.В.УКРАСИН
Городская целевая программа "Неотложные меры по эффективной защите населения и территорий Г. Костромы от чрезвычайных ситуаций на 2002 - 2004 гг."
- Паспорт Программы
-
Название Программы Неотложные меры по защите населения и территории г. Костромы от чрезвычайных ситуаций на 2002 - 2004 гг. Основание для разработки - Закон РФ N 68-ФЗ от 21.12.94 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - Закон РФ N 151-ФЗ от 14.07.95 "Об аварийно - спасательных службах" - Закон РФ N 28-ФЗ от 12.02.98 "О гражданской обороне" Заказчик и разработчик Программы - Управление по делам Гражданской Обороны и Чрезвычайным Ситуациям г. Костромы - МУ ПАСС "Служба спасения" г. Костромы Цели и задачи Программы Основная цель - обеспечение реализации прав граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Задачи: - Создание информационно - управленческого антикризисного центра на базе современных информационных технологий - Создание общегородского методического центра по обучению населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций - Специализированное обучение спасателей и повышение квалификации - Оснащение городской службы спасения современной техникой и оборудованием. Создание минимально необходимых резервов техники и оборудования на случай ЧС Срок реализации Программы 2002, 2003, 2004 г.г. Исполнители Программы Управление по делам ГО и ЧС МУ ПАСС "Служба спасения" Объем и порядок финансирования Программы 2002 г. гор. бюджет - 1200000 руб. в т.ч. зараб. МУ ПАСС - 200000 руб. 2003 г. гор. бюджет. - 1550000 руб. в т.ч. зараб. МУ ПАСС - 250000 руб. 2004 г. гор. бюджет. - 1800000 руб. в т.ч. зараб. МУ ПАСС - 300000 руб. Итого за 3 года гор. бюджет - 4550000 руб. в т.ч. зараб. МУ ПАСС - 750000 руб. Ожидаемый конечный результат Программы 1. Максимальная готовность к пику чрезвычайных ситуаций на территории города в период 2002 - 2005 г.г. 2. Прогнозирование, сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций с применением современных информационных технологий в общероссийской и международной сети. 3. Систематическое обучение населения города по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций с применением современных обучающих методик и оборудования. 4. Повышение профессиональной квалификации спасателей: - 3 класса - 50% - 2 класса - 30% - 1 класса - 20% Обучение в спец. Центре Министерства по чрезвычайным ситуациям 100% спасателей с получением необходимых сертификатов. 5. Обновить и укомплектовать городскую службу спасения на 100% техникой, снаряжением и оборудованием (согласно перечня утвержденного МЧС) 6. Создание необходимых резервов средств защиты, техники и оборудования. Контроль исполнения - Глава самоуправления - Дума города - Управление по делам Гражданской Обороны и Чрезвычайным Ситуациям г. Костромы. Координатор Программы Управление по делам Гражданской Обороны и Чрезвычайным Ситуациям г. Костромы - 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения, основы для ее реализации
- В Российской Федерации продолжается сохраняться тенденция ежегодного роста числа чрезвычайных ситуаций. На 2002 - 2005 г.г. Министерство по чрезвычайным ситуациям России прогнозирует максимальный уровень чрезвычайных ситуаций, особенно техногенного характера.
- Это происходит в связи с ростом масштабов современных городов и наличием большого количества неблагоприятных факторов:
- - размещение потенциально - опасных объектов на территории города;
- - низкие темпы внедрения безопасных технологий на производстве;
- - просчет в содержании и эксплуатации потенциально - опасных объектов;
- - прогрессирующий износ основных производственных фондов, сетей, коммуникаций;
- - снижение уровня техники безопасности, производственной дисциплины и профессионализма работников;
- - увеличение транспортных потоков (в том числе по перевозке опасных грузов);
- - недостаток средств защиты населения и его низкая обученность в вопросах действия в условиях чрезвычайных ситуациях.
- На сегодняшний день на территории г. Костромы расположено 24 химически опасных объекта и 15 взрывоопасных.
- В городе расположены две железнодорожные станции, речной порт, автодорожный и железнодорожный мосты, подводные газовые, фекальные и водяные дюкера, сотни километров инженерных сетей и коммуникаций.
- Создание общегородской программы по эффективной защите жителей и территории города, в настоящее время, как никогда актуально. Ее основная цель - обратить самое пристальное внимание на складывающуюся ситуацию и дать органам местного самоуправления эффективные рычаги по осуществлению полномочий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Принципиально программа сводится к III основным направлениям:
- 1. Создание на территории города единого информационно - управляющего антикризисного центра.
- 2. Создание общегородского методического центра по обучению населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
- 3. Содержание на территории города минимально - достаточного высокопрофессионального отряда спасателей, оснащенных современным снаряжением и оборудованием.
- Избежать катастроф в техносфере сегодня невозможно. Это плата за комфорт цивилизации. Но прогнозировать чрезвычайные ситуации, обучать население грамотно действовать при их возникновении и профессионально их устранять - по такому пути идет весь цивилизованный мир.
- Костромской регион не относится к числу официально признанных регионов с наивысшей степенью техногенных опасностей, в связи с этим на его территории нет мощных федеральных структур по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Однако, все вышеперечисленные проблемы стороной нас не обойдут, а в случае их возникновения полагаться придется, прежде всего, на свои силы и средства.
- По оценке специалистов величина износа основных производственных средств, оборудования и коммуникаций в настоящее время достигает 70 - 80% и процесс этот продолжается. Это свидетельствует только об одном - вероятность происшествий техногенного характера стремительно растет.
- До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций уделялось ликвидации последствий аварии, катастроф, стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными.
- Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов.
- Городская целевая Программа "Неотложные меры по эффективной защите населения и территорий г. Костромы от чрезвычайных ситуаций на 2002 - 2004 гг." разработана с целью:
- - качественного обеспечения реализации прав граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- - предоставить органам местного самоуправления эффективные рычаги по осуществлению полномочий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Правовой основой Программы является Конституция РФ и действующие законодательные акты.
- Действие Программы распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов самоуправления, организаций и частных лиц в области защиты населения и территорий г. Костромы от чрезвычайных ситуаций, регламентируемые Федеральным законом РФ N 68-ФЗ от 21.12.94 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом РФ N 151-ФЗ от 14.07.95 "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателя", Федеральным законом РФ N 28-ФЗ от 12.02.98 "О гражданской обороне" и иными нормативными правовыми актами.
- Программа направлена на осуществление системы мероприятий, позволяющих максимально эффективно преодолеть пик чрезвычайных ситуаций прогнозируемых Министерством по чрезвычайным ситуациям на 2002 - 2005 гг.
- В полном объеме Программу целесообразно реализовать на базе Муниципального Учреждения Профессионально - аварийной спасательной службы "Служба спасения".
- На сегодняшний день это эффективная, динамично развивающаяся организация, основной целью деятельности которой является защита населения от чрезвычайных ситуаций. За 5 лет своего существования Костромская служба спасения проделала большую работу по оказанию помощи и защите населения от проблем чрезвычайного характера. Со всеми оперативными городскими службами осуществляется полное взаимодействие и взаимопомощь. Это, прежде всего, скорая медицинская помощь, противопожарная служба, аварийные газовые, электрические, и жилищно - коммунальные службы, УВД, ГИБДД, ФСБ, СЭС, службы охраны леса и другие.
- Результаты деятельности Костромской "Службы спасения" - это десятки предотвращенных чрезвычайных ситуаций в быту и на производстве. За 5 лет реально оказана помощь 921 человеку в ситуациях, когда жизни и здоровью угрожала опасность. К сожалению 160 человек спасти не удалось по причине не оперативного получения информации и отсутствия необходимой техники. От жителей города за 5 лет было получено свыше 16 тысяч сигналов тревожного характера, сделано самостоятельно 7,5 тысяч выездов из них 2207 на серьезные проблемы и аварии (в том числе и на ликвидацию ЧС).
- Но самые серьезные результаты деятельности Костромской "Службы спасения" - это подъем авторитета городского самоуправления. Не один сигнал тревожного характера в нашем городе, полученный службой спасения не остался без ответа.
- Взаимодействуя со всеми оперативными службами города "Служба спасения" наработала большой опыт по решению проблем чрезвычайного характера, именно на территории современного города, имеет хорошие связи с аналогичными структурами по всей стране и за рубежом. Ведет активный обмен опытом, методиками ликвидации чрезвычайных ситуаций и вопросами обучения населения, является членом Международной конфедерации служб спасения. По аналогии с Костромской были созданы службы спасения в таких городах, как Рязань, Волгоград, Череповец, Саратов (была взята за основу наша юридическая форма учреждения и базовый пакет документов по организации).
- Основная проблема, с которой сталкивается "Служба спасения" - недостаточное финансирование, и как следствие - невозможность реализовать эффективно идею по обеспечению безопасности жителей нашего города.
- Эта Программа, начав работать уже в 2002 г., позволит по ее окончанию в 2004 г. выйти на принципиально новый уровень реагирования на проблемы чрезвычайного характера в городе.
- Приоритетным направлением деятельности станет прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, посредством активного сбора и обработки информации, выдачи рекомендаций предприятиям и учреждениям, осуществление жесткого контроля за их выполнением, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации координация действий всех оперативных служб и профессиональная локализация последствий аварии группами профессиональных спасателей.
- 2. Основные планируемые мероприятия и график их проведения
-
N п/п
Наименование предприятий
Объем финансирования
Бюдж. средства/Внебюдж. средства
2002 г. (тыс. руб.)
2003 г. (тыс. руб.)
2004 г. (тыс. руб.)
1.
Создание на базе МУ "Служба спасения" инфор- мационно - управляющего антикризисного центра
300/0
300/0
250/0
Ремонт помещения и тех- ническое оборудование центра
100/0
50/0
50/0
Приобретение коммутатора и средств связи
100/0
50/0
0/0
Приобретение компьютер- ной техники, программно- го обеспечения
100/0
100/0
200/0
Приобретение автономной электростанции
О/О
100/0
0/0
2.
Создание на базе МУ "Служба спасения" обще- городского методического центра по обучению насе- ления действиям в усло- виях чрезвычайной ситуа- ций с применением совре- менных обучающих прог- рамм
300/0
300/0
250/0
Ремонт помещений и тех- ническое оборудование методического центра
200/0
0/0
0/0
Приобретение действующих макетов и демонстрацион- ного оборудования
20/0
50/0
50/0
Приобретение мебели
20/0
20/0
20/0
Приобретение компьютер- ной техники, программно- го обеспечения и видео- программ
60/0
80/0
0/0
Приобретение оборудова- ния для монтажа, прос- мотра видео документов и видеосъемки
0/0
150/0
180/0
3.
Обучение спасателей в специализированном Цент- ре Министерства по Чрез- вычайным Ситуациям, по- вышение квалификации спасателей, создание и обучение резервистов "Службы спасения"
200/0
200/0
300/0
Обучение спасателей, повышение квалификации
180/0
180/0
250/0
Обучение резервистов "Службы спасения"
20/0
20/0
50/0
4.
Оснащение городской службы спасения совре- менным оборудованием и снаряжением, создание минимально необходимых резервов
200/200
500/250
700/300
Приобретение гидравли- ческого аварийно - спа- сательного оборудования
200/0
200/0
0/0
Приобретение ручного аварийно - спасательного оборудования
0/200
0/200
0/200
Приобретение снегохода "Буран"
0/0
100/0
0/0
Приобретение аварийно - спасательного автомобиля "Камаз"
0/0
0/0
700/0
Приобретение альпинистс- кого оборудования
0/0
0/0
0/50
Приобретение н/катера "Орион" с п/мотором
0/0
100/0
0/0
Приобретение специальной одежды
0/0
0/50
0/50
Приобретение средств индивидуальной защиты
0/0
100/0
0/0
Всего:
1000/200
1300/250
1500/300
- Внебюджетная составляющая программа - это финансовые средства, которые "Служба спасения" планирует заработать самостоятельно и вложить в реализации данной программы. За 2000 год было заработано самостоятельно 500 тыс. руб. за 2001 - 600 тыс. руб., за 2002 г. планируем заработать 700 - 750 тыс. руб.
- В связи с тем, что МУ ПАСС "Служба спасения" финансируется из городской бюджета только по статьям "Заработная плата", вложить большую сумму в программу не представляется возможным.
- 3. Планируемые результаты
- К концу 2002 года быть готовым к эффективному решению задач по прогнозированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города.
- Запустить в действие информационно - управляющий центр на территории города и общегородской методический центр, с активным привлечением населения и организаций к обучению, по вопросам действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
- Обучить 60% спасателей в специальном Центре Министерства по чрезвычайным ситуациям с получением необходимых сертификатов, дающих право работать без ограничений в повседневных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций. Начать активное оснащение городских спасателей современной техникой и оборудованием (в соответствии с перечнем оборудования и снаряжения для ПСО, утвержденного Министерством по чрезвычайным ситуациям), повысить классную квалификацию спасателей до уровня 2 класса, приступить к созданию резервов средств защиты, снаряжения и оборудования на случай чрезвычайной ситуации.
- К концу 2003 года в основном завершить создание информационно - управляющего антикризисного и общегородского методического центров, решит вопрос обучения жителей города действиям в условиях чрезвычайной ситуации в современном городе и вывести его на максимально возможный уровень.
- Создать группу резервистов "Службы спасения", обучив и аттестовав ее до уровня "спасатель".
- Создать резерв ручного гидравлического и аварийно - спасательного инструмента, индивидуальных средств защиты.
- К концу 2004 года полностью закончить оборудование и оснащение антикризисного и методического центров, выйти в общероссийскую и международную информационную сеть по вопросам обеспечения данных видов деятельности, наработать реальную методическую базу по вопросам современного обучения.
- Повысить профессиональную подготовку спасателей до уровня:
- 3 класса - 50%
- 2 класса - не менее 30%
- 1 класса - 20%
- Завершить оснащение МУ "Служба спасения" снаряжением, аварийно - спасательным оборудованием в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством по чрезвычайным ситуациям.
- Завершить создание института резервистов, их подготовку и повышение квалификации, вести систематически.
- 4. Составляющие Программы
- 1. Информационно - управляющий антикризисный центр - круглосуточно работающая структура по сбору, анализу и прогнозированию ситуации чрезвычайного характера на территории города. Ее основа - современная информационная база данных и единое информационное пространство с международной конфедерацией служб спасения.
- В повседневных условиях это сбор, анализ и прогнозирование ситуаций на территории города, координация действий всех оперативных служб, кроме того, круглосуточно работающая эффективная справочная служба города.
- В условиях чрезвычайной ситуации - это полностью автономный городской штаб, позволяющий решать вопросы по ее ликвидации, оборудованный автономными системами обеспечения жизнедеятельности и оперативной связи.
- 2. Общегородской методический центр по обучению населения в условиях чрезвычайной ситуации - структура, позволяющая на базе современных обучающих программ, разработанных как в России, так и за рубежом, в кратчайшие сроки эффективно обучить большое количество населения действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Основа - единая, с антикризисным центром, информационная база данных и современные технические средства по доведению этой информации до населения. Акценты будут сделаны на действия в условиях чрезвычайной ситуации в современном городе.
- 3. Необходимость обучения спасателей и повышение их квалификации в спец. Центре Министерства по чрезвычайным ситуациям, вызвана следующими обстоятельствами. Деятельность спасателей включает в себя ряд профессий:
- - Альпинист;
- - Стропальщик;
- - Вальщик леса;
- - Водолаз и т.д.
- Допуск к данным видам работ осуществляемся только после окончания лицензированного учебного заведения с выдачей сертификата. Всего на одного спасателя таких специальностей свыше 10. В России только спец. Центр Министерства по чрезвычайным ситуациям в г. Ногинске проводит комплексное платное обучение для спасателей. Стоимость такого обучения - примерно 15 тыс. руб. на одного человека. Повышение квалификации происходит также после очередного курса обучения и сдачи экзаменов.
- На сегодняшний день "Служба спасения", имея свидетельство МЧС на право ведения аварийно - спасательных работ, эти работы выполнять не имеет права по причине формальной необученности спасателей. Травма любого спасателя приведет к разбирательству с инспекцией по труду и к блокированию деятельности "Службы спасения".
- Создание института резервистов "Службы спасения" подсказала сама жизнь. В случае возникновения на территории города серьезных чрезвычайных ситуаций группировка профессиональных спасателей, с учетом ПСС области может быть доведена до 35 - 40 человек (25 - Городская "Служба спасения", 10 - 15 - ПСС области).
- Этого явно недостаточно для ведения работ эффективно и круглосуточно. А резервисты - это добровольные помощники, обученные до уровня спасателя, и в случае необходимости они могут оказать существенную помощь. Данная практика принята во всем мире.
- 4. Необходимость оснащать "Службу спасения" современным аварийно - спасательным оборудованием, постоянно его обновлять, вызвана следующими обстоятельствами.
- Аварийно - спасательные работы - сложный технический вид деятельности, как правило, в экстремальных условиях. Требует специальной техники по отдельным видам работ.
- Эффективность деятельности в этих условиях, жизнь и здоровье спасателей напрямую зависит от технической оснащенности. Условия, в которых эксплуатируется эта техника, не способствует ее сохранности (грязь, мороз, задымление, нештатные ситуации и нагрузки).
- Все оборудование, от молотка до гидравлических разжимов, должно быть профессиональным, имеющим сертификат соответствия.
- Стоимость этой техники высокая. Комплект гидравлического оборудования для извлечения пострадавшего из автомобиля стоит приблизительно 150 - 180 тыс. руб., срок эксплуатации 2 - 3 года.
- Кроме того необходимо иметь резерв оборудования, т.к. серьезные ЧС, такие как на АО "Цвет", выводят из строя 50 - 70% оборудования. Повторный ввод в эксплуатацию - процесс дорогостоящий, длительный.
- При отсутствии специальной техники и снаряжения, деятельность спасателей теряет смысл, становится опасной для них самих.