О плане мероприятий в поддержку муниципальных учреждений культуры города Костромы
- Принято
- Думой г. Костромы (Костромская обл.)
- Рассмотрев представленный администрацией города Костромы проект плана мероприятий в поддержку муниципальных учреждений культуры города Костромы, Дума решила:
- 1. Утвердить план мероприятий, направленных на защиту и поддержку муниципальных учреждений культуры г. Костромы на 1998 - 2000 годы.
- 2. Финансирование мероприятий рассматривать ежегодно при формировании бюджета на предстоящий финансовый год.
- 3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянные депутатские комиссии по социальным вопросам и по экономике и финансам.
- Глава самоуправления
- г. Костромы
- Б.К.КОРОБОВ
- Председатель Совета Думы
- С.А.МЕЛЬНИК
План мероприятий, направленных на защиту и поддержку муниципальных учреждений культуры Г. Костромы
-
Наименование мероприятий в 1998 г. Сумма расходов 1. Формирование бюджета учреждений культуры 1. При формировании бюджета города предусмотреть бюджет на культуру и искусство не менее 1.3% от городского 2. Включение в план реконструкции и развития города за счет кап. вложений строительство пристройки к ДМШ - 7 3. Установление доли капитального ремонта не менее 15% от общего бюджета учреждений культуры 2. Материально-техническая база учреждений культуры 1. Обеспечение проведения подписки на периодические издания и приобретение книгоиздательской продукции в филиалах библиотек города (19 фил.) 2. Ежегодное приобретение 3-х компьютеров для библиотек города 3. Приобретение комфортабельного автобуса на 50 посадочных мест 4. Укомплектование учреждений культуры "Дружба", "Возрождение", "Звольма", свето-, звукоусиливающей, музыкальной аппаратурой, оборудованием, мебелью 5. Создание городского художественного фонда при муниципальной художественной галерее "Вехи" 6. Монтаж имеющихся и приобретение новых атракционов в парке "Берендеевка" 3. Социальная защита работников культуры 1. Установление первого разряда ЕТС для расчета величины всех разрядов в размере минимальной зарплаты 2. Установление 10%-ных надбавок педагогам, подготовившим лауреатов международных, всероссийских конкурсов, выставок 3. Установление разрядов оплаты труда по ЕТС для молодых специалистов на уровне 9 р. - для специалистов с высшим образованием, 8 р. - для специалистов со средним образованием 4. Предусмотрение на 1998 г. 25%-ных надбавок библиотечным работникам 5. Проведение ежегодного углубленного осмотра работников библиотек 4. Выполнение обязательств перед начальными образовательными учреждениями культуры и искусства, укрепление престижа культуры Костромского края 1. Обеспечение финансирования поездок солистов творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, межрегиональных фестивалях, конкурсах, выставках 2. Ежегодное поощрение победителей международных, всероссийских, региональных конкурсов, выставок 3. Создание детской картинной галереи Бюджет культуры на 1998 г. 17.778 млн. руб. 1 млрд. 200 млн. руб. 2 млрд. 667 млн. руб. 550 млн. руб. 30 млн. руб. 500 млн. руб. 700 млн. руб. 10 млн. руб. 400 млн. руб. 1 млрд. 650 млн. руб. 20 млн. руб. 3 млн. руб. 108 млн. руб. 30 млн. руб. 40 млн. руб. 5 млн. руб. 5 млн. руб. - Председатель по делам
- культуры и искусства
- Е.А.ШАБЛОВА
Пояснительная записка к плану мероприятий, направленных на защиту и поддержку муниципальных учреждений культуры города Костромы
- Составлен план на основании Законодательства Российской Федерации: "Закон о культуре" ст. 7, 30, 45; "Положение об образовательном учреждении ДШИ, ДМШ, ДХШ", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233; "Закон о библиотечном деле", принят 29.12.1994.
- Создание настоящего плана продиктовано острейшей необходимостью спасения сложившейся системы учреждений культуры города и людей, работающих в ней.
- На протяжении ряда лет на культуру в бюджет города закладываются расходы в размере 50% от норматива минимальной потребности, а затем по истечении трех кварталов с финансированием в них 20 - 30% закрываются кредиты на год. Следующий бюджетный год строится по предыдущему и, как следствие, ежегодное снижение процента финансирования культуры в общем бюджете. В этом году финансирование культуры в общем бюджете составляет 0.6% (в Иваново - 1.2%, во Владимире - 1.5%, по Закону о культуре не менее 6%.
- Так в 1997 г. по расчету областного финансового управления на культуру выделено - 7611 млн. руб. - 50% от минимального норматива. В бюджете города это цифра непостижимым образом уменьшилась - 6300 млн. руб.
- 75.5% этой суммы - доля заработной платы
- 8.7% - доля прочих расходов в бюджетном финансировании
- 15.8% - казначейские обязательства и взаимозачеты (139 млн. - перечисление платежей за квартплату и коммунальные услуги, в счет долгов по заработной плате за декабрь 1996 г.).
- Недостаток в бюджетных ассигнованиях и отсутствие должного финансирования привели к кредиторской задолженности в сумме 592 млн. 750 тыс. рублей.
- На 1 сентября 1997 г. картина финансирования выглядит таким образом в млн. руб.:
- 4201531 - по плану бюджета
- 3100822 - фактически
- 2342000 - зарплата
- 271 млн. - денежные средства
- из них:
- 184 млн. - подписка на периодическую печать (для 19 библиотек города, в которых 40 тыс. читателей)
- 87 млн. - гормероприятия.
- На приобретение оборудования и инвентаря в 1-ом полугодии 1997 г. ассигнования не выделялись. Текущие ремонты зданий и помещений не проводились (устранялись только повреждения при аварийных ситуациях).
- КРАТКАЯ СПРАВКА СОСТОЯНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
- 1. В городе 10 музыкальных, художественных и школ искусств. В них получают начальное художественное, музыкальное и хореографическое профессиональное образование 3300 детей. Ни один из них не состоит на учете в милиции, не числится в "неблагополучных", хотя дети приходят в школу 5 - 7 лет из самых разных семей.
- Выпуск этого года 473 человека, из них 36 поступило в средние учебные профессиональные заведения: 31 чел. продолжают образование в ВУЗах.
- Педагогические коллективы - высокопрофессиональные, с высшим образованием педагоги, аттестованные в основном на 1 и высшую категорию.
- Ученики школ заполняют важнейшее звено между рядовыми слушателями, посетителями вернисажей и профессионалами - музыкантами и художниками - звено, из которого и складывается понятие - музыкальная и художественная культура.
- Согласно всем нормативным документам и положениям мы обязаны представлять учащихся ДМШ, ДШИ, ДХШ на межрегиональные, российские и прочие конкурсы, выставки, фестивали. Из-за отсутствия средств эти поездки крайне редки. И ни разу дети не приезжали без наград:
- - золотые медали - с международного художественного конкурса - ДХШ - 1, ДХШ - 2;
- - Диплом 1 ст. - Рахманиновский детский конкурс;
- - межрегиональный конкурс учащихся народных инструментов учащиеся ДМШ - 5, 8, ДМШ - 1 им. М.М.Ипполитова-Иванова;
- - 1 премия - Собиновский конкурс вокалистов - ДМШ - 3;
- - конкурс юных композиторов в Волгограде - ДМШ - 3.
- Эти дети привносили свой вклад в славу Костромского края. Лучшим из них присуждены стипендии Министерства культуры РФ, премии областной Думы г. Костромы.
- Для того, чтобы юные таланты развивались и умножали славу нашего города нужны хоть какие-то минимальные вложения в школы:
- - обеспечение финансирования поездок солистов и творческих коллективов для участия в Международных, всероссийских фестивалях, конкурсах, выставках (по планам заявок);
- - замена пришедших в негодность инструментов.
- Материально-техническая база школ практически пришла в негодность.
- Пример: 1) ДМШ - 1 им. М.М.Ипполитова-Иванова - 500 чел. учащихся, фортепиано положено 18 шт., в наличии 16, не годится к использованию 8:
-
1 инструмент 1910 г. выпуска 2 инструмента - износ 185% (годовая норма износа 5%) 2 инструмента - износ 140% 1 инструмент - износ 100% 2 инструмента - износ 95%
- В этой же школе 100% износа и выше имеют все 16 аккордеонов, и 18 из 21-го баяны. Эксплуатация инструментов 12 часов в сутки. Другие инструменты (скрипки, виолончели, духовые, балалайки, домры) в таком же состоянии.
- Срок эксплуатации фортепиано - 20 лет, баяна и аккордеона - 10 лет, скрипки - 10 лет. В остальных музыкальных школах 50 - 60 года выпуска и положение не лучше. Инструменты можно купить только за "живые деньги" и стоят они дорого.
- 2) ДМШ - 7. Здание барачного типа, самый большой класс 9 кв. м., всего их 7, учащихся 232 чел., работают 2 хора (по 70-50 чел.), 2 оркестра (37 - 40 чел.), ансамбль скрипачей (31 чел.), ансамбль народных инструментов, камерные. 2 года назад заменили печное отопление на газовое в школе. В 1983 г. - разработан план пристройки к школе - большой класс - зал. 1993 г. - заложен фундамент. 1994 г. - строительство прекратилось и с завидным постоянством этот объект ежегодно вычеркивается из плана реконструкции. Дети приходят в школу, оканчивают ее так и не получив возможность заниматься в нормальных условиях, а пристройку жители разбирают, под ней расположились бомжи со всей атрибутикой.
- 3) Техническое оснащение школ смехотворно: катушечные магнитофоны, проигрыватели, к которым уже и пластинки не выпускаются, изношенные диапроекторы - это еще не весь перечень отживших свой век средств обучения и только в 2-х школах есть по 1 музыкальному центру, полученных к юбилеям. Почему же худо - бедно выделяются средства для общеобразовательных школ, а средства на ДХШ, ДМШ, ДШИ считается возможным не выделять, чем руководствуются лишая детские спец. учреждения самым необходимым?
- 4) Мебель в школах приобреталась в 60 - 70 годах, ремонту зачастую не подлежит, нет средств на смену светильников (из-за этого недостаток освещенности помещений по санитарным нормам), ни одна из школ не имеет положенного в обязательном порядке кабинета звукозаписи.
- Часть этих проблем может быть решена при условии принятия плана мероприятий защиты и поддержки учреждений культуры.
- 1. При формировании бюджета на 1998 г. предусмотреть бюджет на культуру и искусство не менее 1.3 от городского.
- 2. Установление доли капитального ремонта в бюджете комитета по делам культуры и искусства не менее 15% от общего бюджета культуры.
- 3. Включение в план реконструкции города возведение пристройки к ДМШ - 7 по улице Новоселов.
- 4. Обеспечение финансирования поездок солистов и творческих коллективов для участия в международных, всероссийских фестивалях, конкурсах.
- Библиотечная система города объединяет 19 библиотек. В них 41 тыс. 349 читателей, книговыдача на 1 сентября составила 746215 (на 20140 экземпляров больше, чем за 1996 г.). Ежегодно на подписку периодической печати необходимо 300 млн., чтоб удовлетворить спрос читателей на газеты и журналы, ибо индивидуальная частная подписка большинству жителей не по карману. Подписку с большими трудностями проводим, на приобретение книг на протяжении 2-х лет прекращено, на что необходимо, как минимум 2000 млн. в год.
- 2. Работники библиотек - самая низкооплачиваемая категория работников культуры. С 1995 г. введены надбавки к заработной плате библиотечным работникам в размере 25% от фонда оплаты труда, что является социальной защитой библиотекарей, средняя зарплата которых составляет 180 тыс. руб., а с надбавкой - 230 тыс. руб. Эту надбавку за стаж и образование необходимо оставить на 1998 г.
- 3. В 1996 г. принятие Советом администрации программа "О развитии библиотечного дела" основанная на "Законе о библиотечном деле". Суть ее в определении функции библиотек, как информационных центров для горожан. Необходимо приобретение 19 компьютеров. Программа не финансируется. Решение в выполнении программы - в поэтапном приобретении компьютеров по 3 в год.
- 4. Необходимы средства в размере 30 млн. руб. для проведения углубленного осмотра работников библиотек, в качестве профилактики профессиональных заболеваний: астма, заболевание внутренних дыхательных путей.
- Новая сеть учреждений культуры: художественная галерея "Вехи", кино-концертное учреждение "Дружба", учреждение культуры "Возрождение" (бывший Дом учителя), бывший клуб им. Зворыкина - переданы для организации досуговой деятельности горожан комитету по делам культуры и искусства без финансирования.
- Необходимы средства для функционирования этих учреждений:
- 1. Средства для оплаты коммунальных услуг и ремонтных работ;
- 2. Выделение ставок по штатному расписанию;
- 3. Укомплектование свето-, звукоусиливающей аппаратурой, мебелью и оборудованием.
- Муниципальные художественные коллективы:
- - хоровая академическая капелла;
- - ансамбль песни, музыки и танца "Волга-Волга";
- - джазовый оркестр;
- - симфонический оркестр.
- В программах, обновляемых 2-3 раза за концертный сезон, масштабные произведения русской и зарубежной классики: Первая симфония Калинникова, Второй концерт Рахманинова (партия фортепиано - солист нижегородской филармонии М.Козлов), "Концерт для фортепиано с оркестром" Грига (солистка - преподаватель музыкального училища - И.Петрова), концерт с участием, в качестве солистов, учащихся ДМШ г. Костромы и Центральной музыкальной школой г. Москвы.
- Международный уровень профессионального мастерства хоровой капеллы подтверждается ежегодными приглашениями коллектива на всемирные фестивали академического хорового пения, что обязывает к постоянному усложнению программ и совершенствованию техники исполнения.
- Пригласив коллектив капеллы к участию в праздновании 850-летия Москвы гастрольно-концертный фонд "Руськонцерт" после ее выступления прислал в адрес комитета "... глубокую признательность капелле и ее руководителю - заслуженному работнику культуры России, лауреату премии им. Д.Лихачева Евгении Сафоновой за высокий профессионализм, исполнительское мастерство, добросовестное отношение и горячую любовь к своей профессии".
- Большой популярностью пользуются в городе и области коллективы джазового оркестра и ансамбля песни, музыки и танца "Волга-Волга".
- Всего за концертный сезон муниципальные коллективы дали 42 полноценных 2-х часовых концерта, обновляя программу по 2 - 3 раза за сезон.
- Все эти коллективы недоукомплектованы ставками, работают на личных инструментах (без оплаты амортизации), без костюмов, что для танцевального коллектива выливается в невозможность постановки новых танцев.
- Люди работают на голом энтузиазме, но сколько же можно эксплуатировать любовь к профессии и не отдавать хоть минимум из положенного?
- Нам говорят, что все подразделения финансируются на 40% от бюджета, но у культуры нет и 20%.
- Исполнительским коллективам и художественной галерее необходим комфортабельный автобус на 50 человек, чтобы иметь возможность осуществления концертной и выставочной деятельности, гастрольных поездок.
- Это дает возможность экономии части расходов при проведении городских праздников, на которые транспорт заказывается.
- Стараясь заработать деньги, учреждения культуры предоставляют платные услуги по основным видам деятельности в 1-ом полугодии 1997 г.:
- - концертная деятельность - 5 млн. 697 тыс. руб.
- - выставочная деятельность - 4787 тыс. руб.
- - платные абонементы - 500 тыс.
- - работа хозрасчетных отделений школ - 17517 тыс. руб.
- - родительская плата в музыкальных, художественных и школах искусств - 378 млн. руб.
- Итого за 1-ое полугодие - 401501 тыс. руб.
- Из этих средств проплачиваются услуги телефонной связи, охранной сигнализации, арендная плата для муниципальных коллективов, устранение аварийных ситуаций - водопровод, газ, ремонт систем отопления (средств на ремонт помещений не выделялось), частично - гормероприятия. На материальное стимулирование работников сферы и развития базы ни копейки из этих денег не тратится (что подтверждается - по актам ревизий КРУ в июне 1997 г.). Налогами эти деньги не облагаются.
- С целью привлечения дополнительных средств учреждения культуры предоставляют услуги, не связанные с основными видами деятельности:
- - рекламные услуги галереи;
- - сдача помещений в аренду.
- Эти деньги облагаются налогами на прибыль - 35%; 22% из которых возвращаются в бюджет города.
- Таким образом, недополучая деньги из бюджета учреждения, заработанные деньги вынуждены возвращать в бюджет.
- Так за 1-ое полугодие 1997 г. заработано 18 млн. руб., из них 5.700 внесено налогами в бюджет. Эта сумма не велика для бюджета, но ощутима для наших учреждений.
- Просим Совет Городской Думы освободить учреждения культуры от налога на прибыль в части зачисляемой в бюджет города.
- Согласно опубликованным статистическим данным о заработной плате - "... самая низкая заработная плата у работников учреждений культуры и искусства 378900 рублей и это меньше, чем в прошлом году".
- К сожалению, протестует против нищеты и скудности людей только статистика.
- Власти московской области намерены ввести социальные льготы (проезд на транспорте, квартплата) для своих культработников - там их 2000 чел. Такие меры не от хорошей жизни. Но культуру надо спасать хоть как-то!
- В принципе мы понимаем, что льготные благодеяния для культуры, медицины, образования - это недопоступление средств в бюджет, а значит на те же культуру, медицину и образование не будет средств.
- Нужно просто повысить заработную плату, чтобы никого не обманывать.
- Поправить положение могут следующие меры:
- 1. При расчете зарплаты работников учреждений дополнительного образования и культуры принять первый разряд ЕТС в размере минимальной заработной платы.
- 2. Установить 10% надбавки к должностному окладу педагогам, чьи учащиеся заняли призовые места в международных, всероссийских конкурсах и выставках.
- 3. Установить для молодых специалистов - педагогических работников в течение первых 2-х лет работы оплату труда: при высшем образовании - 9 разряд, при среднем образовании - 8 разряд.
- 4. Оставить в силе 25% надбавку к заработной плате библиотечным работникам за стаж и образование.
- Во время весенней забастовки 1997 г. практически во всех учреждениях культуры комитетом проводились собрания коллективов, на которых разъяснялась обстановка с задержкой выплат зарплаты, отсутствие средств на содержание и хозяйственные нужды учреждений.
- Тогда работники культуры прониклись пониманием ситуации и терпеливо ждали обещанного, не обременяя органы власти требованиями, письмами, забастовками. Напротив, во время забастовки учителей справлялись с повышенным потоком читателей библиотеки, школы проводили смотры - конкурсы исполнительского мастерства педагогов, коллективы продолжали активную концертную деятельность.
- Настала осень, а с ней непроплаты зарядки огнетушителей, противопожарной пропитки, полное отсутствие средств на содержание учреждений и хозяйственные расходы - лампы, моющие средства, оплату за телефоны и охранно-пожарную сигнализацию и т.д.
- Согласно информации горфу финансирование бюджетной сферы проводится в размере 40%, а учреждения культуры финансируются только на 20%. А почему? Вероятно пора пересмотреть приоритеты в условиях дефицита и включить культуру в контекст развития общества, т.к. она воздействует на процессы преобразования общества, его модернизацию, и в конечном итоге играет ведущую роль в деле построения экономически здорового и духовно развитого общества.
- Хотелось бы напомнить одно высказывание:
- "Когда благому просвещенью
- Отдвинем более границ,
- Со временем (по расчисленью
- Философических таблиц,
- Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
- У нас изменятся безмерно..."
- Гениальный Пушкин 170 лет тому назад связывал состояние российских дорог с благим просвещением, т.е. чтоб были дороги хорошие (хотя бы, через теперь уже 300 лет) нужно не дорожный фонд создавать (хотя и он нужен), но прежде всего помнить, что не только дорогами следует заниматься.
- Культура шире только художественной своей части, она и опыт и вектор исторического развития общества и поэтому мы надеемся на самое серьезное отношение к ней городской Думы.
- Председатель комитета по делам
- культуры и искусства
- Е.А.ШАБЛОВА
Проект бюджета по учреждениям культуры Г. Костромы на 1998 год
- Детские музыкальные и школы искусств
-
1. Зарплата - 2835 Месячный фонд - 186 + 3 млн. (по программе молодые специалисты) + 25% - надбавочный фонд 2. Начисления на зарплату - 1091 3. Прочие расходы - всего: - 4059 из них: 110300 - 700 111003 - 200 111004 - 650 в том числе: компенсация на литературу - 386 млн. руб. Капитальный ремонт - ДМШ N 1 - 800 ДХШ N 1 - 120 прочие - 500 Новая сеть: - детская картинная галерея. Всего: 214 - Зарплата - 10 - Начисления - 4 - Прочие - 200 Всего школы в 1998 г. - 9619 Учтено: - 25% - надбавочный фонд - молодые специалисты - по 8-9 разряду - детская картинная галерея - подписка школ - капитальный ремонт Культура 1. Зарплата - 887 2. Начисления - 341 3. Прочие всего - 5000 из них: 110300 - 335 111004 - 1510 из них: - гор. мероприятия - 400 на уровне 1997 г. - всего: 700 + 300 "Вехи" - подписка и книги - 550 - 240100 - всего - 1830 - капитальный ремонт - 1000 Новая сеть: "Возрождение" - 432 "Звольма" - 171 Музей - 328 Всего культура с новой сетью: - 8159 Учтено: - муниципальная художественная галерея - 10 - "Дружба", "Возрождение", звукоусилит. и др. аппаратура - 700 - компьютеры для библиотек - 30 - автобус - 500 - парки - 400 - реквизит - 100 ______________________________________________________________ Итого: 17778 - 1998 г. 6300 - 1997 г. рост в 2.8 раза по программе в 2.0 раза
- Председатель комитета по делам
- культуры и искусства
- Е.А.ШАБЛОВА
- Главный экономист комитета
- Л.А.ФАДЕЕВА