Решение Костромского УФАС России от 11 мая 2010 года
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
- Решение изготовлено в полном объеме 11.05.2010 г.
- Резолютивная часть решения объявлена 29.04.2010 г.
- Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее Костромского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>;
- В присутствии представителей:
- индивидуального предпринимателя С.<...>
- юрисконсульта Департамента договорно – правового обеспечения и Корпоративного развития ОАО «Костромская сбытовая компания»<...>,
- рассмотрев дело № 04-17/863, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Костромская сбытовая компания» (156013, г.Кострома, ул.Маршала Новикова, д.22/22) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
-
Установила:
- В Костромское УФАС России с материалом проверки обратилась прокуратура города Костромы. Проверка была проведена по обращению индивидуального предпринимателя С. по вопросу нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ОАО «Костромская сбытовая компания» (далее – ОАО «КСК»).
- В ходе проверки прокуратурой установлено, что между индивидуальным предпринимателем С. и ОАО «КСК» 30.10.2008 г. был заключен договор энергоснабжения, содержащий условия не выгодные для хозяйствующих субъектов-потребителей электрической энергии <...>.
- Прокуратура считает, что в действиях ОАО «Костромская сбытовая компания» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, выраженные в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него.
- В обращении прокуратура просила рассмотреть вопрос о проведении проверки по выявленным признакам нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ОАО «КСК».
- Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
- В прокуратуру города Костромы с заявлением обратился индивидуальный предприниматель С. Из сути заявления индивидуального предпринимателя следует, что между индивидуальным предпринимателем и ОАО «КСК» <...> был заключен договор энергоснабжения 51 обществу присвоен статус гарантирующего поставщика.
- Таким образом, ОАО «КСК» являясь гарантирующим поставщиком, занимающим доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии, является монополистом в сфере данного вида услуг.
- Согласно п.10 ст.4 Закона о защите конкуренции, монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
- Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
- Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
- К числу таких действий пунктом 3 части 1 указанной статьи прямо отнесены действия по навязыванию контрагенту невыгодных для него условий договора, под которыми, в частности, понимаются условия, прямо не предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня.
- В данном случае, установленное в договоре энергоснабжения условие предусматривающие внесение предоплаты за следующий месяц в размере 100% от заявленных объемов потребителем электроэнергии, недопустимо в соответствии с положениями законодательства РФ, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики и является невыгодным условием для индивидуального предпринимателя С.
- Установление изначально в договоре энергоснабжения с С. условия о 100% предоплате и не изменение его в нарушение условий раздела 10 договора энергоснабжения, предусматривающего данную обязанность за Гарантирующим поставщиком (ОАО «КСК»), в случае внесения изменений в положения законодательства РФ, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики, в частности порядка оплаты, установленного Постановлением №530, является навязыванием контрагенту условий договора, не выгодных для него.
- Учитывая тот факт, что договор энергоснабжения является публичным, то данное условие содержится во всех договорах предлагаемых к заключению, как и обязанности Гарантирующего поставщика, закрепленные в разделе 10 договоров энергоснабжения.
- Так как установление 100 % предоплаты не предусмотрено законодательством, то внесение данного условия в договора энергоснабжения со стороны ОАО «КСК» недопустимо.
- Данные действия ОАО «КСК» являются нарушением антимонопольного законодательства и противоречат положениям ст.10 Закона о защите конкуренции.
- Руководствуясь частью статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, часть 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
-
Решила:
- 1. Признать ОАО «Костромская сбытовая компания» (156013, г.Кострома, ул.Маршала Новикова, д.22/22) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в действиях содержащих навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
- 2. Выдать ОАО «Костромская сбытовая компания» (156013, г.Кострома, ул.Маршала Новикова, д.22/22) предписание об устранении нарушения путем приведения условий договора энергоснабжения с индивидуальным предпринимателем С., типовых договоров энергоснабжения с хозяйствующими субъектами в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
- 3. Передать материалы дела должностному лицу Костромского УФАС России уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения материалов дела на предмет возбуждения административного производства в отношении ОАО «Костромская сбытовая компания».
- <...>
- Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.