Решение Костромского УФАС России от 20 июня 2011 года
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
- Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дел по признака нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
- <...>
- при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии <...>,
- рассмотрев материалы дела № 07-28/947, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе в связи с распространением ООО ИКБ «Совкомбанк» рекламного ролика в эфире телеканала «Россия - 1» с признаками нарушения требований установленных в ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2009 года № 38-ФЗ «О рекламе»,
-
Установила:
- 19.01.2011 года на территории Еврейской автономной области в эфире телеканала «Россия-1» распространялась информация рекламного характера о деятельности ООО ИКБ «Совкомбанк».
- Продолжительность всего ролика составляет 10 сек. На протяжении первых 5-и секунд крупным планом на синем фоне указывается следующая информация: «Совкомбанк» … Мы сошли с ума … 0 комиссии = 0 залога = 0 поручителей = 12 % годовых по кредиту», остальная информация указывается быстро (т. е. в течение 5-и сек.) и значительно мелким шрифтом в сравнении с первоначальным, при этом происходит звуковое сопровождение (в исполнении мужского голоса) содержащее иную (или дополнительную) информацию.
- В данном случае формальное присутствие части условий влияющих на итоговую сумму стоимости рекламируемого продукта (кредита) в рассматриваемой рекламе не может рассматриваться как их наличие, поскольку рядовому потребителю прочесть информацию указанную во второй половине рекламного ролика не представляется возможным.
- Рассматриваемый рекламный ролик является рекламой, поскольку подпадает под понятие реклама, данное в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом (в данном случае в эфире телеканала), в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования («Совкомбанк») и предоставляемым им финансовым услугам, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
- Статья 5 Закона «О рекламе» содержит требования к рекламе, не зависящие от ее вида, формы, способа демонстрации и иных параметров. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.
- Согласно ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
- Законом «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг.
- В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
- В рассматриваемом рекламном ролике ООО ИКБ «Совкомбанк» указываются такие условия договора, как: «12 % годовых», при этом в рекламе даны другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита.
- В процессе рассмотрения дела с использованием технической возможности (т. е. в режиме «стоп-кадр») был установлен текст содержащий часть условий пользованием рекламируемого кредита: «Денежный кредит»: сумма кредита: 50000. Срок кредита: 6 месяцев. Условия действительны с 11 января по 15 февраля 2011 года. Требуемые документы: паспорт РФ и второй документ, удостоверяющий личность. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин».
- Однако, данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю воспринимать информацию должным образом, в следствие чего потребитель вводится в заблуждение относительно того, что при пользовании рекламируемой услугой возможно предоставление кредита под 12 % годовых в течении неопределенного периода, на любую сумму, на любой срок и с возможностью досрочного погашения кредита.
- Таким образом, при распространении вышеуказанной рекламы ООО ИКБ «Совкомбанк» имеют место быть нарушения требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе».
- Согласно положениям части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе».
- В соответствии с определением, данным в ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, и согласно представленным в Костромское УФАС России документам, рекламодателем в данном случае является ООО ИКБ «Совкомбанк.
- В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
-
Решила:
- 1. Признать ненадлежащей рекламу ООО ИКБ «Совкомбанк» о предоставлении финансовой услуги под условным обозначением «12 % годовых», распространяемую путем выхода в эфир телеканала «Россия - 1» 19.01.2011 г. на территории Еврейской автономной области с нарушением требований, установленных в ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 «О рекламе».
- 2. ООО ИКБ «Совкомбанк» выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
- 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Решение изготовлено в полном объеме 20.06.2011 г.
- Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.