» » » О нарушении антимонопольного законодательства / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

О нарушении антимонопольного законодательства / Костромская область


Костромская область
Решение Костромского УФАС России от 30 мая 2012 года
О нарушении антимонопольного законодательства
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
  1. Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2012 г.
  2. В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2012 г.
  3. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
  4. Председатель комиссии:
  5. заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области - начальник отдела контроля органов власти;
  6. члены комиссии:
  7. старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
  8. старший государственный инспектор отдела контроля органов власти,
  9. государственный инспектор отдела контроля органов власти,
  10. от ответчика – Управления городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства администрации города Костромы – заместитель начальника Управления городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства администрации города Костромы (доверенность 672-27/12 от 19.04.2012 г.).
  11. заявитель – индивидуальный предприниматель (свидетельство государственной регистрации №44 000572985)
  12. рассмотрев дело № 04-31/1032 по признакам нарушения Управлением городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Костромы (156002, г. Кострома, ул. Депутатская, д.47) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
  13. Установила:

  14. В Костромское УФАС России в феврале 2012 года поступило заявление индивидуального предпринимателя ип Смирновой Л.В. (далее – заявитель), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Костромы (далее по тексту – УГПТ) при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту № 4.
  15. В заявлении содержалось указание, что в предложении о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4 установлены требования, определяющие количество, категорию и класс транспортных средств, приводящих к ограничению числа участников.
  16. Также заявителем сообщалось, что на основании протокола Комиссии по рассмотрению заявлений о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (протокол от 28.12.2011 года №XXVI) победителем конкурса признан ИП Пискунов С.Н., с которым на основании указанного протокола заключен договор, сроком на 5 лет, однако в пункте 3 предложения о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4 от 16.11.2011 года установлено, что договор заключается сроком на 3 года.
  17. Как установлено в ходе рассмотрения заявления, в вышеуказанном предложении о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4 информация о вакантных местах (время) на муниципальных маршрутах, количестве, категории и классе транспортных средств, необходимых для осуществления регулярных перевозок, количестве рейсов и времени их выполнения соответствует утвержденному распоряжению начальника УГПТ от 02.06.2011 г. №21 «Об утверждении минимально необходимого уровня транспортного облуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Костроме». А именно, согласно предложению о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4 для организации перевозок пассажиров и багажа необходимы транспортные средства категории М2 в количестве 14 единиц. Кроме того, в соответствии с реестром владельцев частных автобусов, работающих на городских маршрутах на дату утверждения минимально необходимого уровня транспортного обслуживания населения на маршруте №4 пассажирские перевозки осуществлялись 14 единицами транспортных средств.
  18. Анализ представленных в рамках рассмотрения заявления документов показал, что 18.11.2011 года в официальном печатном издании администрации города Костромы «Официальный вестник города Костромы» (№8 от 18.11.2011 года) и на официальном сайте Администрации города Костромы опубликовано предложение о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4. Предложение о заключении Договора содержит следующие условия, наименование и реестровый номер муниципального маршрута, вакантные места (количество, категория и класс транспортных средств, необходимых для осуществления регулярных перевозок, количество рейсов и время их выполнения; место приема заявлений, время и место вскрытия конверта(ов). Пунктом 3 данного предложения также определено, что договор заключается сроком на 3 года.
  19. В конкурсе принимали участие 5 хозяйствующих субъектов (в том числе и заявительница, объединившись с ИП Писцовым И.Н), 4 из которых были допущены ко второму этапу проводимого конкурса. По результатам оценки участников конкурса на основании критериев оценки и голосов членов Комиссии победителем конкурса признан Пискунов С.Н., набравший по критериям оценки 73 балла (на основании протокола №XXVI от 28.12.2011)
  20. По результатам проведенного конкурса УГПТ с ИП Пискуновым С.Н. заключен договор №2 от 27.02.2012 на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальному маршруту регулярных перевозок №4, пунктом 4.1 которого предусмотрено, что договор вступает в силу с 01.02.2012 года и действует до 01.03.2017 года.
  21. В ходе рассмотрения заявления установлено, что в период проведения конкурсных процедур на право заключения договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4 (с 16.11.2011-28.12.2011 г) в Положении о конкурсе на право заключения договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования, утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 15.01.2010 года №30 действовала правовая норма, согласно которой, договор заключается на срок 3 года (пункт 2.13 Положения). Данные положения продублированы и в предложении администрации г. Костромы о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4.
  22. В свою очередь, УГПТ заключило договор с победителем указанного конкурса на срок 5 лет, объясняя это тем, что постановлением администрации г. Костромы от 19.01.2012 года №55 пункт 2.13 данного Положения признан утратившим силу, а в пункт 1.14 Положения внесены изменения, согласно которого регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляются перевозчиками, соответствующими требованиям, предъявляемым действующим законодательством к перевозчикам пассажиров и багажа, на основании заключаемых с Администрацией города Костромы на срок 5 лет договоров на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования. На том основании, что указанное постановление администрации от 19.01.2012 г.№55 вступило в силу со дня официального опубликования – с 20.01.2012 года, то есть до дня наступления срока для подписания Договора с ИП Пискуновым С.Н. (согласно части 5 протокола Комиссии от 28.12.2011 года №XXVI подписание договора с победителем конкурса осуществляется не позднее 60 дней со дня принятия Комиссией решения), УГПТ считает указанные действия правомерными.
  23. В свою очередь, заключение договора с победителем конкурса на условиях, отличных от условий публичного предложения администрации г. Костромы, опубликованного 18.11.2012 года, предоставило ИП Пискунову С.Н. преимущественное право осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров и багажа по муниципальному маршруту №4.
  24. В связи с вышеизложенным, по результатам рассмотрения заявления ИП Смирновой Л.В. Костромским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении УГПТ по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», о чем на основании части 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» издан приказ № 42 от 06.04.2012 года.
  25. Определением Костромского УФАС России по настоящему делу рассмотрение было назначено на 06.04.2012 г.
  26. Письменных пояснений к моменту рассмотрения настоящего дела ответчиком представлено не было.
  27. При рассмотрении дела представитель ответчика устно пояснила следующее. С ИП Пискуновым С.Н, имеющим лицензию на осуществление пассажирских перевозок, заключен договор №2 от 27.02.2012 на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальному маршруту регулярных перевозок №4 в соответствии с условиями проводимого конкурса. Заключая с ИП Пискуновым С.Н. договор сроком на 5 лет УГПТ исходило из того, что в постановление администрации №30 были внесены изменения от 19.01.2012 г., договор с ИП Пискуновым С.Н. заключался 28.02.2012 года, то есть после вступления в силу внесенных в постановление администрации изменений, регламентирующих срок договора. Исходя из этого, УГПТ было принято решение о заключении договора с победителем проводимого конкурса сроком на 5 лет.
  28. В дополнение к изложенному, представитель ответчика пояснила, что с ИП Пискуновым С.Н. 16.04.2012 года заключено дополнительное соглашение к вышеозначенному договору, согласно которого пункт 4.1 изложен в следующей редакции: «Договор вступает в силу с «01» марта 2012 года и действует до «01» марта 2015 года». Остальные условия договора остаются неизменными (копия дополнительного соглашения имеется в материалах дела).
  29. При этом представитель ответчика на заседании комиссии признала факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны УГПТ.
  30. На заседании комиссии заявитель поддержала изложенные в заявлении доводы, указав, что вакантные места по указанному маршруту не могли предлагаться УГПТ в связи с тем, что они были полностью заполнены, востребованности не было, люди работали хоть и по временным договорам.
  31. Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующему.
  32. Как установлено материалами дела, 18.11.2011 года в официальном печатном издании администрации города Костромы «Официальный вестник города Костромы» (№8 от 18.11.2011 года) и на официальном сайте Администрации города Костромы опубликовано предложение о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4. Предложение о заключении Договора содержит следующие условия, наименование и реестровый номер муниципального маршрута, вакантные места (количество, категория и класс транспортных средств, необходимых для осуществления регулярных перевозок, количество рейсов и время их выполнения; место приема заявлений, время и место вскрытия конверта(ов). Пунктом 3 данного предложения также определено, что договор заключается сроком на 3 года.
  33. Участниками конкурса признаны 5 хозяйствующих субъектов. По результатам оценки участников конкурса на основании критериев оценки и голосов членов Комиссии победителем конкурса признан Пискунов С.Н., набравший по критериям оценки 73 балла (на основании протокола №XXVI от 28.12.2011).
  34. По результатам проведенного конкурса УГПТ с ИП Пискуновым С.Н. заключен договор №2 от 27.02.2012 на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальному маршруту регулярных перевозок №4, пунктом 4.1 которого предусмотрено, что договор вступает в силу с 01.02.2012 года и действует до 01.03.2017 года.
  35. В свою очередь, постановлением администрации города Костромы от 15.01.2010 г. №30 «Об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городе Костроме» утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. На момент проведения конкурсных процедур, то есть с момента публикации официального предложения администрации г. Костромы о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок города Костромы №4 с 16.11.2011 года, до момента подведения итогов проводимого конкурса, то есть до 28.12.2012 года действовала правовая норма (пункт 2.13 раздела 2) согласно которой договор заключается сроком на 3 года.
  36. УГПТ в нарушение указанных норм, а также в нарушение положений документации о проведении данного конкурса заключило с ИП Пискуновым С.Н. договор на срок 5 лет, тем самым предоставив конкретному хозяйствующему субъекту в лице ИП Пискунова С.Н. преимущественное право осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров и багажа по муниципальному маршруту №4 на срок 5 лет, тогда как публичное предложение (публичная оферта), а также нормы муниципальных актов в области организации транспортного обслуживания населения в г. Костроме устанавливали предельный срок для заключения данного вида договоров – 3 года. Заявительницей указывалось, что указанные действия УГПТ создают препятствия для нее, так как исключают потенциальную возможность ее участия в конкурсных процедурах, обязанность проведения которых возникла бы у Администрации через 3 года.
  37. Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
  38. В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  39. В частности пунктом 8 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на создание дискриминационных условий, под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
  40. Согласно части 1 статьи 2 «Положения об Управлении городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Костромы», утвержденного решением Думы города Костромы от 30.06.2011 г. №161 - УГПТ является отраслевым органом Администрации города Костромы, осуществляющим решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственных полномочий Костромской области, реализацию иных функций органов местного самоуправления города Костромы в сферах создания условий для предоставления транспортных услуг населению города Костромы, организации транспортного обслуживания населения в границах города Костромы, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
  41. Исходя из приведенной нормы муниципального акта следует, что УГПТ является органом, осуществляющим функции органа местного самоуправления Костромы в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению города Костромы, организации транспортного обслуживания населения в границах города Костромы, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, следовательно, должно нести предусмотренную законодательством ответственность за принятие актов, осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  42. Материалами дела №04-31/1032 установлено и ответчиком не отрицается, что договор №2 от 27.02.2012 года с ИП Пискуновым С.Н был заключен на условиях, отличных от публичного предложения, опубликованного на официальном сайте администрации города Костромы и в официальном печатном издании.
  43. Таким образом, вышеустановленные факты свидетельствуют о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении договора с победителем конкурса в лице ИП Пискунова С.Н. на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте №4 на условиях, противоречащих требованиям, изложенных в публичном предложении о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок г. Костромы №4, опубликованном 18.11.2011 года, что создало для последнего преимущественные условия для осуществления деятельности.
  44. В подтверждение устранения нарушения антимонопольного законодательства ответчиком представлены документы (копии имеются в материалах дела), подтверждающие изменение условий договоров по сроку их действия, в том числе и договора с ИП Пискуновым С.Н., подведение итогов по по которым состоялось до момента вступления в силу положений постановления от 19.01.2012 г. №55, а заключение договоров производилось после вступления в силу положений названного постановления. Поэтому оснований для выдачи предписания не имеется.
  45. Доводы заявителя относительно того, что УГПТ не могли предлагаться вакантные места в виду их отсутствия, так как хозяйствующие субъекты работали на данном маршруте по временным договорам, необоснованы, так как статьей 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 г. №539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области» предусмотрена возможность заключения договоров на временное осуществление перевозок пассажиров и багажа, на срок не более 6 месяцев.
  46. Резюмируя изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
  47. Решила:

  48. 1. Признать факт нарушения Управлением городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Костромы (156002, г. Кострома, ул. Депутатская, д.47) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора с победителем конкурса в лице ИП Пискунова С.Н. на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте №4 на условиях, противоречащих требованиям, изложенных в публичном предложении о заключении договора на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярных перевозок г. Костромы №4, опубликованном 18.11.2011 года, что создало для последнего преимущественные условия для осуществления деятельности.
  49. 2. Рассмотрение дела №04-82/1001 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим данное нарушение.
  50. 3. Предписание не выдавать.
  51. 4. Передать материалы дела №04-31/1032 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства
  52. Председатель Комиссии
  53. Члены Комиссии:
  54. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

  55. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предыдущая новость - О нарушении антимонопольного законодательства / Костромская область

Следующая новость - О нарушении антимонопольного законодательства / Костромская область