» » » О докладе Уполномоченного по правам человека в Костромской области о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Костромской области за 2011 год / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

О докладе Уполномоченного по правам человека в Костромской области о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Костромской области за 2011 год / Костромская область


Костромская область
Постановление от 26 апреля 2012 года № 1270
О докладе Уполномоченного по правам человека в Костромской области о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Костромской области за 2011 год
Принято
Костромской областной Думой
  1. Заслушав представленный в соответствии со статьей 18 Закона Костромской области от 29 декабря 2010 года N 24-5-ЗКО "Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области" доклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области Л.Н.Бабенкова о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Костромской области за 2011 год, Костромская областная Дума постановляет:
  2. 1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Костромской области за 2011 год.
  3. 2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за 2011 год опубликовать в областной газете "Северная правда" и разместить его на официальном сайте Костромской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
  4. 3. Опубликовать настоящее постановление в областной газете "Северная правда".
  5. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
  6. Председатель Костромской
  7. областной Думы
  8. А.БЫЧКОВ
Приложение
к Постановлению от 26 апреля 2012 года № 1270
Приложение
к Постановлению от 26 апреля 2012 года № 1270
  1. Становление Российской Федерации как демократического правового государства требует повышения уровня государственных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. В решении этих задач важную роль играет институт Уполномоченного по правам человека, способствующий не только укреплению основ гражданского общества, но и повышению эффективности государственного управления. История учреждения института Уполномоченного неразрывно связана с формированием и законодательным закреплением демократических основ государственности России.
  2. Важным историческим этапом, направленным на интеграцию России в мировом правовом пространстве, является присоединение Российской Федерации в 1991 году к Международному пакту о гражданских и политических правах и юридическое оформление этого действия в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР. В статье 40 Декларации предусматривалось учреждение должности Парламентского уполномоченного по правам человека. Приоритеты демократического государства были закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 года, в которой права и свободы человека провозглашены высшей ценностью, а их признание, защита и соблюдение - обязанностью государства. В статье 103 Конституции к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации отнесено назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а правовой статус Уполномоченного был определен в 1997 году Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Статьей 5 данного Федерального конституционного закона предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Введение таких должностей в большинстве субъектов Российской Федерации явилось эффективным вкладом в формирование государственной системы защиты прав человека в России. В настоящее время институт Уполномоченного по правам человека существенно дополняет действующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
  3. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления, их должностными лицами Законом Костромской области от 29 декабря 2010 года N 24-5-ЗКО "Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области" (далее - Закон области) учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Костромской области. Учреждение должности отвечает международному и внутрироссийскому значению правозащитной деятельности, отражает приверженность органов государственной власти Костромской области принципам уважения и защиты гражданских и человеческих ценностей.
  4. Статьей 7 Закона области установлено, что назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного осуществляется Костромской областной Думой. Постановлением Костромской областной Думы от 19 мая 2011 года N 487 Уполномоченным по правам человека в Костромской области назначен Леонорий Никитич Бабенков. Для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека создан аппарат, Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Костромской области (далее - государственный орган).
  5. Настоящий доклад Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии со статьей 18 Закона области, устанавливающей ежегодное его направление Костромской областной Думе, губернатору Костромской области, председателю Костромского областного суда, председателю Арбитражного суда Костромской области, прокурору Костромской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
  6. Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией, в своей деятельности Уполномоченный по правам человека и его аппарат руководствовались Всеобщей декларацией прав человека, являющейся основой международных стандартов в области прав человека, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими механизмы защиты и реализации основных прав и свобод, в том числе политических, гражданских, экономических, социальных, культурных, а также соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области.
  7. В своей деятельности Уполномоченный по правам человека в Костромской области взаимодействует с губернатором Костромской области и его заместителями, председателем Костромской областной Думы и его заместителями, главным федеральным инспектором в Костромской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, руководителями территориальных правоохранительных и судебных органов, руководителями департаментов и других подразделений администрации Костромской области, а также с главами муниципальных районов и городских округов. Широкий круг должностных лиц, с которыми взаимодействует Уполномоченный, позволяет напрямую разрешать актуальные вопросы, связанные с оказанием содействия гражданам в реализации, защите и восстановлении их прав.
  8. Для более эффективного исполнения возложенных законодательством на государственный орган задач по обеспечению реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории области принимались меры по организации взаимодействия с государственными, правоохранительными органами, общественными объединениями. Поскольку в законодательстве Костромской области урегулирован порядок оказания содействия Уполномоченному только органами государственной власти Костромской области, областными организациями и учреждениями, принимались меры по организации взаимодействия государственного органа с территориальными органами федеральных органов. В этих целях разработаны для заключения или заключены специальные соглашения о взаимодействии в работе Уполномоченного по правам человека с Костромским областным судом, прокуратурой Костромской области, природоохранной прокуратурой, управлением внутренних дел, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области. Соглашениями определены формы сотрудничества сторон по созданию необходимых условий для защиты прав и свобод человека и гражданина, выявлению и пресечению нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод, предусмотрено проведение совместных приемов граждан, совещаний и взаимных консультаций по актуальным вопросам правозащитной деятельности, обмен информацией и другие формы и методы совместной деятельности.
  9. За период деятельности государственного органа "Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат" (далее - государственный орган) с 19 мая по 31 декабря 2011 года принимались необходимые организационные меры по обеспечению функционирования государственного органа как юридического лица. Приняты правовые акты локального характера, в том числе: Положение об аппарате Уполномоченного по правам человека, регламент организации личного приема, документы, определяющие порядок учета и прохождения письменных обращений (жалоб и заявлений), ведения делопроизводства, организации внутреннего распорядка. В целях организации бюджетного учета разработано Положение о бюджетной политике государственного органа, изданы необходимые распоряжения, связанные с ведением внутреннего бухгалтерского учета, представлением отчетности, организацией учета материальных ценностей и обеспечением целевого и экономного расходования выделенных финансовых средств.
  10. Осуществлялось информирование о деятельности Уполномоченного по правам человека во взаимодействии с информационно-аналитическим управлением Костромской области, средствами массовой информации в области. Подготовленные в государственном органе информационные материалы, а также объявления о проведении личного приема Уполномоченным публиковались в областной, районных и городских газетах, обнародовались в программах радиотелевизионных кампаний.
  11. Руководствуясь конституционными положениями о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваются правосудием, работа государственного органа направлялась на сбор и обобщение информации, проведение анализа поступающих обращений в целях формирования материалов о соблюдении на территории Костромской области прав и свобод человека и гражданина, выявление проблемных вопросов.
  12. В области защиты политических и гражданских прав и свобод обращалось внимание на то, как в регионе обеспечиваются: право на свободу мысли, совести и религии; право на участие в ведении государственных дел и правосудии; право на равенство перед законом и судом; право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на неприкосновенность жилища и частной жизни; право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на гласное, справедливое, без неоправданной задержки рассмотрение дела беспристрастным, компетентным, независимым судом и др. Так как природа гражданских и политических прав и свобод предполагает защиту от любого вмешательства, в том числе со стороны государства, при рассмотрении поднимаемых вопросов уделялось внимание законности действий государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.
  13. В области защиты основных социальных прав анализировалась информация, связанная с соблюдением: права на труд; права на социальное обеспечение; права на образование; права на охрану здоровья и медицинскую помощь; права на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; других прав.
  14. В целях получения информации о состоянии работы по обеспечению прав граждан Уполномоченным проводилось посещение специальных учреждений, в том числе в сфере социальной защиты и в системе учреждений исполнения наказаний.
  15. Конечно, такого небольшого периода времени работы государственного органа недостаточно для расширенной характеристики состояния этой работы. Вместе с тем собранные сведения и материалы позволяют отметить, что в области сложилась определенная система в деятельности органов государственной власти, государственных органов и учреждений, правоохранительных органов, общественных объединений по оказанию населению содействия в разрешении их проблем, консультировании по порядку реализации их прав, что позволяет обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина на ее территории.
  16. Поскольку одним из факторов, влияющих на соблюдение в области общепринятых принципов и норм в сфере прав человека, является правовая грамотность граждан по части знания своих прав и способов их защиты, особое внимание в деятельности государственного органа уделялось вопросам, связанным с организацией правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина. По результатам изучения материалов, связанных с организацией правового просвещения населения, можно отметить, что в области сложился опыт системного подхода к организации данной работы. Это проявляется в практике комплексного планирования просветительской и разъяснительной работы, направленной на объединение усилий различных ведомств и правоохранительных органов. Так Планом мероприятий по обеспечению выполнения Целевой программы повышения правовой культуры населения (правового всеобуча) на территории Костромской области, утвержденным распоряжением губернатора Костромской области от 3 ноября 2011 года N 1304-р, предусмотрены просветительские мероприятия по различным отраслям права, организаторами которых определены исполнительные органы государственной власти области при участии территориальных органов федеральных ведомств, учебных заведений, общественных объединений. Планом мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Костромской области, утвержденным постановлением избирательной комиссии Костромской области от 21 января 2011 года N 645 предусмотрены мероприятия по разъяснению политических, гражданских прав граждан, организаторами которых определены избирательная комиссия области, избирательные комиссии муниципальных образований, учреждения культуры, органы и учреждения по работе с молодежью, учебные заведения.
  17. Полагаем эффективными и целесообразными многие формы и методы, применяемые в работе по правовому всеобучу. В области осуществляется консультирование населения по правовым вопросам в рамках работы "юридических клиник" и бесплатных правовых консультаций. Так, департаментом культуры Костромской области обеспечивается предоставление государственными библиотеками услуг читателям по пользованию информационными, справочными программами "КонсультантПлюс", "Гарант", департаментом по труду и занятости населения Костромской области осуществляется разъяснение практики применения норм трудового законодательства и законодательства о занятости населения, консультирование граждан по вопросам в сфере занятости с использованием мобильных (передвижных) центров. Департаментом внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодежной политики Костромской области осуществляется обучение участников студенческих и молодежных трудовых отрядов основам правовых знаний. Управлением записи актов гражданского состояния Костромской области организуется проведение специалистами структурных подразделений лекций в общеобразовательных школах по вопросам семейного права. Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области проводятся мероприятия по популяризации государственной символики России, символики Костромской области, символики муниципальных образований в учреждениях социальной защиты населения. Департаментом образования и науки Костромской области организуются школьные и муниципальные олимпиады школьников по праву и другие мероприятия. В целях объединения усилий различных учреждений в правовом просвещении граждан избирательной комиссией Костромской области совместно с департаментом внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодежной политики Костромской области, департаментом культуры Костромской области, Костромской областной общественной организацией "Союз журналистов России" проводятся областные смотры работы молодежных центров, библиотек, средств массовой информации по организации правового просвещения избирателей.
  18. В работе по правому просвещению молодежи полагаем эффективным проводимый (2 раза в год) областной молодежный образовательный Форум "Патриот". В мероприятиях Форума принимают участие и проводят занятия: губернатор Костромской области И.Н.Слюняев, депутаты Костромской областной Думы, депутаты представительных органов муниципальных образований, руководители исполнительных органов государственной власти области, государственных и правоохранительных органов, представители общественных объединений. Участникам Форума вручаются брошюры с текстом Конституции Российской Федерации, Устава Костромской области, справочные и информационные материалы о системе органов государственной власти и органов местного самоуправления и порядку их формирования, разъясняются основные права гражданина, даются рекомендации по их реализации, оказывается содействие в разработке планов внедрения молодежных инициатив.
  19. Системная работа по гражданскому образованию и правовому просвещению осуществляется в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования области. В порядке реализации программ "Основы Российского законодательства" и "Основы правоведения" проводятся уроки-конференции, деловые игры "Учусь быть гражданином", конкурсы творческих работ по теме "Права человека", беседы по темам "Права ребенка", "Нарушение и защита прав человека", "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних" и другие мероприятия. В молодежных центрах, библиотеках, домах культуры для молодежи проводятся беседы по разъяснению основных положений Конституции Российской Федерации, "круглые столы", викторины, интерактивные игры "Учусь быть гражданином", "Для чего нужны законы", выставки литературы по отраслям права. Определенный вклад в эту работу вносят и средства массовой информации. В районных газетах ведутся рубрики "Гражданская позиция", "Горизонты политической культуры", проводятся викторины по праву.
  20. В просветительской работе по основным положениям Конституции Российской Федерации принял участие и Уполномоченный по правам человека в Костромской области. В ряде местных администраций, трудовых коллективах проведены деловые встречи, на которых разъяснялись задачи правозащитной деятельности, порядок защиты прав человека и гражданина.
  21. В целом такой комплексный и дифференцированный подход к организации разъяснительной работы эффективно содействует повышению уровня правосознания и воспитания демократической гражданственности различных слоев населения в области.
  22. Важное место в правозащитной деятельности отводится вопросам обеспечения реализации права граждан на обращения, которое является комплексным правовым институтом, обеспечивающим обратную связь между гражданином и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления. Оно рассматривается нами не только в качестве личного субъективного права, но и в качестве одной из форм непосредственной демократии, входящей в систему политических прав и свобод гражданина, и в этом смысле являющейся органической составляющей правового статуса гражданина Российской Федерации. В действиях граждан по защите субъективных прав проявляется одновременно и частный, и публичный интерес, реализуется возможность посредством своего обращения участвовать в управлении общественными и государственными делами, выражать свою позицию, личное мнение по различным вопросам. Действия гражданина по защите своих прав, по нашему мнению, способствуют также укреплению законности и предупреждению правонарушений.
  23. Работа исполнительных органов государственной власти области по рассмотрению обращений граждан в соответствии с законодательством квалифицируется предоставлением государственной услуги. В целях повышения результативности и качества, открытости и доступности этой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления приняты соответствующие правовые акты. Так сроки и последовательность действий (административных процедур) администрации Костромской области и исполнительных органов государственной власти Костромской области, порядок их взаимодействия между собой, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями при осуществлении полномочий по рассмотрению обращений, порядок организации личного приема граждан определены Административным регламентом предоставления государственной услуги "рассмотрение обращений граждан в администрации Костромской области, исполнительных органах государственной власти Костромской области", утвержденным постановлением администрации Костромской области от 28 сентября 2009 года N 335-а. Комплексным правовым урегулированием административных процедур по организации работы с обращениями граждан и поставленным руководством области строгим контролем за соблюдением установленных требований, по нашему мнению, созданы предпосылки того, что у населения не было оснований для обращений в правозащитный орган с жалобами на организацию органами исполнительной власти области работы по обращениям граждан.
  24. В области действуют не только приемные органов государственной власти, отраслевых органов, органов местного самоуправления, но и приемные Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, общественные приемные губернатора Костромской области на базе редакций городских и районных печатных средств массовой информации в Костромской области, а также приемные политических партий, что обеспечивает широкие возможности для населения по защите своих прав.
  25. Во исполнение задач, связанных с восстановлением нарушенных прав, в государственном органе рассматриваются письменные обращения (жалобы, заявления) граждан, проводится личный прием населения Уполномоченным, даются устные консультации. Поскольку вопрос о размещении государственного органа по юридическому адресу: г. Кострома, улица Советская, дом 50 был разрешен только в сентябре 2011 года, период фактической работы с населением, в том числе проведения личного приема, составляет около 4 месяцев.
  26. В соответствии с законодательством Уполномоченным по правам человека в Костромской области рассматриваются обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека, жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти области, органов местного самоуправления, их должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобам. Уполномоченный не обладает правом принятия решения по существу обращения за соответствующие органы. В своей деятельности с обращениями граждан государственный орган следовал принципам: законности; гласности, открытости процесса рассмотрения; объективности, непредвзятого анализа; подведомственности по существу; комплексного подхода. Поступающие в государственный орган обращения классифицируются по форме (письменные, устные; предложения, заявления, жалобы), по целям (направленности действия) и по отраслевым признакам (отраслям права). Порядок рассмотрения обращений определяется из того, какие действия (профилактические, превентивные, сигнальные, защитные) они влекут по своим целям. К носящим "профилактическое действие" в государственном органе относятся обращения в форме предложения, преследующие цели создания лучших условий для реализации субъективных прав; к носящим "сигнальное действие" - заявления, "письма-сигналы", направленные на предупреждение нарушений; к носящим "защитное действие" - жалобы, направленные Уполномоченному в защиту нарушенных прав и в целях устранения последствий нарушения.
  27. Всего за период деятельности государственного органа в адрес Уполномоченного по правам человека поступило более 150 обращений, в том числе 53 письменных обращения (жалобы, заявления). Основываясь на том, что жалоба является источником выявления общественных интересов, проводилось их обобщение по отраслевым принципам права, а также по проблемным вопросам.
  28. Так, с работой органов государственной власти и органов местного самоуправления связано обращение заявителя Ч., в котором указывается на то, что обязанность сдавать при оформлении услуг письменное заявление о согласии на обработку персональных данных нарушает статью 23 Конституции Российской Федерации о праве на неприкосновенность частной жизни. Заявителю даны соответствующие разъяснения. Однако, несмотря на то, что данное обращение единично, по нашему мнению, в местах оказания государственных и муниципальных услуг, где требуется оформление данного письменного согласия, следовало бы расширить формы работы по разъяснению требований Федеральных законов от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
  29. Из общего количества письменных обращений 17 процентов относится к вопросам жилищного хозяйства. Семь обращений связаны со статусом общежития Костромской государственной сельскохозяйственной академии, относящегося к объектам федеральной собственности. Действия руководства университета по обеспечению использования общежитий университета в образовательных целях повлекли выселение из общежитий жителей, не имеющих прав на проживание в них. Совместно с прокуратурой Костромской области заявителям давались разъяснения об отсутствии правовых оснований для перевода общежитий из федеральной собственности в муниципальную собственность, а также разъяснение по порядку апелляционных действий по решениям судебных органов о выселении граждан. Вместе с тем, данный вопрос требует внимательного рассмотрения, чтобы при разрешении ситуации максимально содействовать гражданам в реализации их права на жилище.
  30. В обращении, связанном с обеспечением жильем, заявитель С. жаловался на отказ органа местного самоуправления улучшить его жилищные условия при наличии в деревне пустых домов. Проведенной при участии органов прокуратуры проверкой установлено, что заявителем не предоставлено необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающегося и его требования в настоящее время неправомерны.
  31. Одно коллективное обращение связано с проблемами при участии граждан в долевом строительстве жилья, разрешение которых совместно с прокуратурой Костромской области поставлено на контроль. При этом, в связи с выявлением в ходе проверок процессуальных нарушений, руководству соответствующих подразделений УМВД России по Костромской области прокуратурой области в 2011 году внесено 2 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
  32. Письменные обращения по вопросам труда и занятости населения составляют 9,5 процента от общего количества письменных обращений. Из них в двух обращениях поднимались вопросы оплаты труда. Поскольку вопросы, связанные со своевременной выплатой заработной платы работникам, остаются актуальными, они находились на особом контроле.
  33. Письменные обращения, связанные с вопросами здравоохранения и санаторно-курортного лечения, составляют 6 процентов от общего числа письменных обращений. Одно из обращений потребовало активного вмешательства. Так, иногородняя гражданка Л., находящаяся по санаторно-курортной путевке в санатории имени Ивана Сусанина, обратилась в связи с незаконным изданием руководством санатория распоряжения о ее выселении до истечения срока действия путевки. Данные действия заявитель связывала с предъявлявшимися ею требованиями по созданию необходимых условий пребывания, обеспечению соблюдения режима другими пребывающими в санатории. Руководством санатория и АОН "Объединение Костромакурорт" не было принято своевременных мер по отмене незаконного распоряжения, в связи с чем конфликт усугублялся. Несколько дней заявителю был ограничен допуск к лечебным процедурам, питанию, бытовому обслуживанию. Совместными усилиями Уполномоченного и прокуратуры Красносельского района незаконные действия были пресечены, однако заявитель самостоятельно досрочно покинула санаторий. Информации о привлечении в соответствии с требованием прокуратуры Красносельского района к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших в санатории нарушение федерального законодательства об охране здоровья граждан, не поступило.
  34. Вопросов защиты прав потребителей касалось письменное обращение гражданки К., которая обратилась с просьбой оказать содействие в возврате стоимости авиабилета на международный перелет, приобретенный в Костроме через фирму-посредника у иностранной авиакомпании, в связи с отказом от перевозки. Поскольку билет был куплен на льготных условиях оплаты (не предусматривавших возврат его стоимости в случае отказа пассажира от перелета) фирмой-посредником заявителю в выплате денежного возмещения за неоказанные услуги авиаперевозки было отказано, в связи с чем К. обратилась с иском в суд. Однако срок судебного рассмотрения уже превышает 2 года, поскольку в качестве ответчика должна выступать иностранная авиакомпания. Заявление К. явилось основанием для обращения Уполномоченного по правам человека в Костромской области к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукину, в котором отмечено, что в случае попыток получить денежное возмещение через суд в порядке искового судопроизводства граждане сталкиваются с определенными сложностями, так как согласно положениям статей 1211, 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации при разрешении подобных ситуаций между российскими гражданами и иностранными перевозчиками по договору авиаперевозки применяется право страны перевозчика. Поскольку в судах подобные вопросы длительное время не разрешаются, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации внесено предложение о проведении обобщения практики деятельности правозащитных органов по защите прав граждан России по обращениям, связанным с участием иностранных юридических лиц, в целях выработки единых правовых механизмов.
  35. Одно письменное обращение связано с реализацией Закона Костромской области от 9 марта 2007 года N 124-4-ЗКО "О размещении и обустройстве пасек в населенных пунктах Костромской области". Так, гражданин К. обратился с просьбой об оказании помощи в устранении опасного соседства с пасекой гражданина Б. По инициативе Уполномоченного по правам человека прокуратурой Судиславского района проведена проверка, по результатам которой подано исковое заявление в суд об обязании Б. обустроить пасеку в соответствии с требованиями Закона области. Вступившее в силу решение суда было исполнено в полном объеме.
  36. Вопросам экологии, охраны окружающей среды посвящено письменное обращение жителей Буйского района о нарушениях порядка утилизации на полигоне твердых бытовых отходов в городе Буе. По предложению Уполномоченного была организована проверка с участием Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, в ходе которой выявлено несоблюдение технологических режимов и изоляции (засыпки) отходов, что явилось одной из причин возгорания отходов. Прокуратурой было вынесено постановление об административном правонарушении.
  37. По вопросам, связанным с гражданским процессом, поступило два письменных обращения, на которые гражданам даны соответствующие разъяснения о формах реализации их прав.
  38. Большинство поступивших письменных обращений (45,3 процента от общего числа обращений) посвящено вопросам, связанным с уголовным процессом и исполнением наказаний, в том числе: расследованию уголовных дел, непосредственно судебному производству на различных стадиях рассмотрения уголовных дел, уголовно-исполнительной системе, правовому положению осужденных. Так, по вопросам правомерности возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел, ведения следствия и дознания поступило семь письменных обращений, по которым проведены проверки, даны разъяснения. Из восьми письменных обращений по уголовному процессу шесть связано с пересмотром вступивших в законную силу приговоров суда. По обращениям подготавливались запросы в судебные и надзорные органы, рассмотрены прилагаемые к жалобам материалы, даны разъяснения. Каких-либо проблем в реализации права осужденных на обжалование судебных решений не отмечалось.
  39. Из девяти письменных обращений осужденных три заявления связаны с просьбой о содействии в переводе для отбывания наказания в другое исправительное учреждение, три - с медицинским обслуживанием и условиями содержания осужденных, одно - с условно-досрочным освобождением. При участии управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области проведены соответствующие проверки, принимались необходимые меры по обеспечению прав заключенных. Два письменных обращения связаны с правовым положением осужденного, однако вносились предложения, реализация которых не предусмотрена действующим уголовно-исполнительным законодательством. Так, осужденный П. поднимал вопрос об образовании в исправительной колонии общественной организации, а также предлагал свою кандидатуру для участия в работе коллегиального органа по правам человека при администрации области.
  40. Различные вопросы, связанные с реализацией прав человека и гражданина, поднимались также в устных обращениях при личном приеме Уполномоченным и по телефону. Даны необходимые консультации гражданам по применению действующего законодательства, порядку действий по защите и восстановлению своих прав.
  41. В целом, анализируя вопросы, поднимаемые гражданами в письменных и устных обращениях, можно отметить, что активность жителей области в защите своих прав проявляет растущую в общественном сознании необходимость развития гражданского общества и построения правового государства.
  42. Особое внимание в деятельности Уполномоченного по правам человека уделялось соблюдению прав определенных категорий граждан, правовое и социальное положение которых ограничено специфическими условиями их пребывания в учреждениях социального обеспечения, учреждениях исполнения наказаний, учреждениях содержания задержанных и обвиняемых. В целях организации мониторинга по обеспечению в данных учреждениях необходимых условий пребывания и соблюдения прав осужденных проведены их ознакомительные посещения.
  43. Изучение вопросов, связанных с обеспечением прав человека в учреждениях социальной защиты населения, осуществлялось во взаимодействии с департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Для ознакомления с условиями пребывания инвалидов в учреждениях социальной защиты населения Уполномоченным посещен ряд учреждений для престарелых и инвалидов. Было обращено внимание на то, как учреждениями обеспечиваются меры по уходу за инвалидами, медицинской реабилитации, как проводится обучение содержащихся в них навыкам бытового обслуживания, какие условия созданы для восстановления и компенсации утраченных и нарушенных физических способностей, творческого развития. При посещении учреждений Уполномоченный встречался с пребывающими, персоналом, посетил специальные занятия, репетиции. В настоящее время изучаются вопросы, связанные с улучшением условий пребывания людей в учреждениях социальной защиты и повышением мер безопасности.
  44. Планируется также посещение психиатрических лечебных учреждений с целью ознакомления с состоянием обеспечения прав пациентов стационаров, к которым применены принудительные меры медицинского характера в порядке, предусмотренном главой 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
  45. В государственном органе осуществлялись также сбор и обобщение информации по соблюдению прав ветеранов, инвалидов и других категорий лиц, требующих социальной поддержки.
  46. Во взаимодействии с Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области осуществлялся анализ реализации мероприятий, проводимых в области по повышению социальной защищенности ветеранов и других категорий граждан, созданию "доступной среды" для инвалидов.
  47. Так, мероприятия по повышению социальной защищенности граждан старшего поколения осуществляются в области в рамках реализации областной программы "Забота" на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 25 апреля 2011 года N 151-а. Меры социальной поддержки получают в области 49167 ветеранов труда, 21327 ветеранов труда Костромской области (что составляет около 12 процентов от пенсионеров области), 10053 труженика тыла, 569 реабилитированных граждан и признанных пострадавшими от политических репрессий. Социальные услуги получают 257 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов. Следует отметить расширение форм оказания социальной поддержки ветеранам, в том числе: создание в муниципальных образованиях межведомственных мобильных бригад для оказания неотложной социальной помощи гражданам пожилого возраста; организацию работы "телефонов доверия" для предоставления консультационно-информационных услуг; введение социальных карт ветеранов для получения скидок; организацию работы служб "социальное такси"; проведение профилактических медосмотров ветеранов Великой Отечественной войны и доставки на дом малоподвижным участникам войны (по их заявкам) медикаментов; организацию в комплексных центрах социального обслуживания населения таких форм обслуживания граждан пожилого возраста, как "Пожилой человек в семье", "Хоспис на дому", "Служба сиделок", а также обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности и другие формы. Целесообразным полагаем и введение в целях реализации задач по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны в области формы предоставления мер социальной поддержки в виде социальной выплаты.
  48. Вместе с тем, вопросы социального обеспечения ветеранов остаются в зоне постоянного внимания, Уполномоченный знакомится с условиями пребывания ветеранов в учреждениях социальной защиты.
  49. Последовательно и системно решаются в области и вопросы, связанные с социальной поддержкой инвалидов. По имеющейся информации, в Костромской области проживает более 81 тысячи инвалидов. Более чем четвертая часть от числа инвалидов - люди трудоспособного возраста. В целях создания доступной среды для жизнедеятельности инвалидов и условий для их реабилитации в области реализуется областная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением администрации Костромской области от 22 июля 2011 года N 269-а. Во взаимодействии с различными ведомствами осуществляются меры по комплексной реабилитации инвалидов, в том числе по содействию в трудоустройстве и профессиональной ориентации, санаторно-курортному лечению, обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. В связи с утверждением Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера, и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, предусматривается изучить, реализуется ли это право инвалидами в области.
  50. Деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления по социальной поддержке ветеранов и инвалидов содействует обеспечению реализации и защиты прав этих категорий граждан. Вместе с этим полагаем, что направленность этих усилий могла бы быть более адресной при активном участии в реализации мероприятий общественных объединений. Особой общественной поддержки требует работа с инвалидами.
  51. В связи с подготовкой к ратификации в Российской Федерации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов и в целях гарантированного обеспечения на ее основе прав и законных интересов инвалидов на территории области Уполномоченным по правам человека принимались меры по организации взаимодействия с общественными объединениями инвалидов, осуществляющими свою деятельность на территории области, в том числе с Костромской региональной организацией общественной организации инвалидов войны в Афганистане, Костромским областным отделением Общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов", Костромским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", Костромской областной организацией Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Костромской региональной общественной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", Костромской областной общественной организацией инвалидов "Белый дельфин". Осуществлялся сбор предложений общественных объединений по вопросам, связанным с обеспечением прав инвалидов, для рассмотрения Уполномоченным и в соответствующих органах в 2012 году и мерах, направленных на формирование в области толерантного отношения к инвалидам в соответствии с нормами и рекомендациями Конвенции.
  52. Анализ имеющихся материалов показывает, что актуальными остаются вопросы соблюдения прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами транспорта, обеспечения доступности транспортной инфраструктуры. К сожалению, ряд требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не реализуются в полной мере. Согласно Закону транспортные средства должны оборудоваться специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования ими инвалидами, действующие транспортные объекты должны быть приспособлены для нужд инвалидов. Так, в целях обеспечения прав инвалидов по зрению как пешеходов на беспрепятственное безопасное движение в городах, совместно с общественными объединениями изучается, как в г. Костроме и других городах области реализуются задачи по установке светофоров со звуковыми сигналами. Мы исходим из того, что такие светофоры являются эффективным средством также и по повышению безопасности престарелых людей, детей. Немаловажными остаются и вопросы, связанные с обеспечением доступа инвалидов к местам культурных мероприятий, организацией социальной рекламы и другие.
  53. Деятельность по наблюдению за обеспечением прав людей, находящихся в местах принудительного содержания, осуществлялась во взаимодействии с управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (далее - управление ФСИН). Эта работа проводилась в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Положением о Федеральной службе исполнения наказаний. Неурегулированные в федеральном законодательстве вопросы разрешались в порядке реализации Соглашения о взаимодействии управления ФСИН с Уполномоченным по правам человека, которым предусмотрены, в том числе, меры по оказанию содействия Уполномоченному по проведению проверок, выявлению и восстановлению нарушенных прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
  54. Для ознакомления с условиями содержания заключенных Уполномоченный по правам человека посетил ряд исправительных учреждений на территории Костромской области. Совместно с представителями управления ФСИН изучалась специфика условий содержания заключенных под стражей и отбывающих наказание в порядке вольного поселения. По результатам посещений Уполномоченным отмечалось, что обеспеченность заключенных основными видами вещевого имущества и постельными принадлежностями, питанием в учреждениях управления ФСИН соответствует установленным нормативам. Проводится необходимое медицинское обеспечение осужденных, приняты меры по недопущению вспышек групповой инфекционной заболеваемости и массовых пищевых отравлений. Однако данные вопросы должны оставаться на постоянном контроле, поскольку органами прокуратуры в 2011 году выявлен ряд нарушений законодательства в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в области, касающихся материально-бытового, медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
  55. Полагаем эффективной осуществляемую управлением ФСИН работу по формированию системы социальных лифтов, действующей с 1 апреля 2011 года. Она позволяет осуществлять наблюдение за ходом исправления осужденных на различных этапах срока отбывания наказания. Введено систематическое (два раза в год) проведение аттестаций осужденных, итоги которых показывают положительную динамику в поведении осужденных. Повышаются показатели по посещению осужденными библиотек, получению ими профессионального образования. На основе выработанных критериев в 2011 году комиссиями по оценке поведения осужденных в отношении 172 человек изменены условия содержания. По итогам аттестаций 141 человек переведен из обычных условий содержания в облегченные, а в отношении 31 осужденного принято решение о переводе из обычных условий в строгие. По ходатайству комиссии решением суда 14 осужденным неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, 62 человека переведены в колонии-поселения, 73 человека освобождены условно-досрочно. Во всех исправительных колониях на территории области созданы отряды облегченных условий, в которых проживают осужденные, вставшие на путь исправления. Администрацией совместно с осужденными проводится работа по созданию в этих помещениях условий, приближенных к домашним. Положительные изменения отмечаются и родственниками осужденных, посетившими отряды облегченных условий в "Дни открытых дверей". Действенность системы "социальных лифтов" обсуждена на заседании "круглого стола" и одобрена.
  56. Совместно с управлением ФСИН анализировались также различные аспекты соблюдения статусного положения заключенных, определенного в главе 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Так, поскольку в письменных обращениях к Уполномоченному затрагивались вопросы, связанные с созданием в исправительных учреждениях условий для продолжения получения образования, совместно с управлением ФСИН по Костромской области изучалась организация в исправительных учреждениях общего и начального профессионального обучения, а также заочного и дистанционного обучения осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Полагаем возможным отметить, что данная работа в учреждениях уголовно-исполнительной системы на территории области осуществляется в соответствии с требованиями статей 108, 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний России, утвержденного Приказом Директора ФСИН от 10 марта 2005 года N 66. Так, для получения обязательного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, в учреждениях функционируют учебно-консультационные пункты, заключены договоры на оказание образовательных услуг с общеобразовательными школами. Из 632 заключенных, подлежащих обязательному общему образованию, обучается 625 человек. Не обучается 7 осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания.
  57. Для получения осужденными обязательного начального профессионального образования в исправительных учреждениях области организовано профессиональное обучение рабочим специальностям, как на базе действующих профессиональных училищ, так и на производстве. В уголовно-исполнительной системе области функционирует 3 профессиональных училища, а также 4 отделения профтехучилищ, которыми реализуются образовательные программы начального профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям согласно Перечням профессий начального профессионального образования, утвержденным постановлениями Правительства России. Профессиональными училищами проводится образовательная деятельность по 36 профессиям, а также осуществляется профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения осужденными навыков, необходимых для выполнения определенной работы, которая сопровождается повышением их образовательного уровня, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Все профессиональные училища управления ФСИН России по Костромской области имеют государственную аккредитацию, что позволяет по итогам обучения выдавать осужденным дипломы и свидетельства об уровне квалификации государственного образца. В 2-х учреждениях организовано также получение осужденными среднего специального образования, в том числе: в Костромском лесомеханическом колледже по специальности "деревообработка" и Механико-технологическом техникуме по специальности "технология швейного оборудования". Решены и организационные вопросы по возможности платного обучения осужденных по дистанционной форме обучения в Костромском филиале Современной гуманитарной академии, однако эта форма обучения осужденными не используется из-за отсутствия у них необходимых средств. В течение года в профессиональных училищах управления ФСИН профессиональное образование получили 1027 осужденных, прошли обучение на производстве - 389 осужденных. Из 2200 осужденных в течение года освобождены без профессии лишь 13 осужденных. В целях информирования о ситуации на рынке труда и имеющихся вакансиях, профессиональной ориентации осужденных для них проводились встречи со специалистами Центра занятости населения г. Костромы, а также тестирование осужденных и личные консультации. Поскольку организация обучения отбывающих наказание является важным направлением работы исправительных учреждений по оказанию осужденным помощи в социальной реабилитации, эти вопросы планируется держать в поле зрения правозащитного органа и в дальнейшем.
  58. Внимание Уполномоченного по правам человека уделялось также изучению работы исправительных учреждений области по оказанию осужденным содействия в реализации их прав на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 8 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Исходя из имеющейся информации управления ФСИН России по Костромской области, а также результатов посещений исправительных учреждений, можно отметить, что в учреждениях исправительной системы на территории Костромской области применяются различные формы работы, направленные на обеспечение осужденных необходимой юридической помощью. В учреждениях проводится цикл мероприятий "Школа подготовки осужденных к освобождению", в том числе: встречи осужденных со специалистами подразделений Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области, Управления Федеральной миграционной службы России по Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Осужденным разъясняются положения действующего законодательства о пенсионном обеспечении, гарантиях социально незащищенных категорий граждан, порядке оформления паспортов и по другим вопросам. В шести исправительных колониях установлены информационные терминалы, с помощью которых осужденные могут получать необходимую информацию по действующему законодательству из информационно-правовой системы. Во всех исправительных учреждениях на территории области систематически проводятся занятия по социально-правовой подготовке, на которых сотрудниками доводится информация по правовым темам, а также прием осужденных по личным вопросам. В установленных местах размещены стенды с правовой информацией для осужденных, в многотиражной газете для осужденных "Параллели" публикуются разъяснения по правовым вопросам, в библиотеках учреждений имеется юридическая литература, тексты Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации. В соответствии со статьями 89, 95 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации обеспечиваются права осужденных на проведение свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, оформление за свой счет подписки на периодические печатные издания, приобретение литературы.
  59. В связи с рядом поступивших в государственный орган обращений по вопросам медицинского обслуживания внимание Уполномоченного обращалось на постановку медицинского обеспечения осужденных и арестованных, находящихся под следствием лиц. Необходимое медицинское обслуживание осуществляется силами и средствами 6 медицинских частей, 2 здравпунктов и областной (соматической) больницы исправительной колонии N 1 с туберкулезно-легочным и соматическим отделением.
  60. В целях выявления вопросов, требующих дополнительного внимания, изучаются и проблемы в сфере обеспечения прав человека, возникающие в других регионах. Так, в Калуге в 2011 году отмечались факты смерти двух больных диабетом людей, содержащихся под стражей в СИЗО. В связи с этим Уполномоченным изучалась постановка медицинского обеспечения людей, находящихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания на территории Костромской области. Отмечено, что необходимое медицинское обслуживание людей, находящихся в этих учреждениях, обеспечивается, подследственным и задержанным, имеющим заболевания диабетом, уделяется особое внимание.
  61. Полагая, что становление эффективной практики взаимодействия правозащитных институтов со следственными и судебными органами не только содействует развитию правовой системы и повышению доверия к ней населения, но и расширяет возможности для всестороннего и объективного рассмотрения заявлений граждан по вопросам восстановления нарушенных прав, принимались меры по организации взаимодействия государственного органа с прокуратурой Костромской области, Управлением Министерства внутренних дел по Костромской области, Костромским областным судом, следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, областной коллегией адвокатов Адвокатской палаты Костромской области. Уполномоченный по правам человека принимал участие в заседаниях коллегиальных органов прокуратуры Костромской области, Управления внутренних дел по Костромской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, на которых обсуждались вопросы по обеспечению законности и правопорядка на территории области, соблюдения прав человека. В государственном органе изучены материалы об итогах работы территориальных структур федеральных органов за 2011 год.
  62. Тесное и продуктивное взаимодействие по рассмотрению наиболее сложных вопросов, поднятых в обращениях граждан, осуществляется с прокуратурой Костромской области. Поскольку прокуратурой Костромской области в 2011 году выявлено 27681 нарушение в сфере прав и свобод человека и гражданина, что составляет 50,7 процента в структуре выявленных нарушений закона, в государственном органе анализируются соответствующие материалы. Отрадно отметить, как настойчиво и последовательно прокуратурой Костромской области осуществляются надзорные действия по обращениям, связанным с защитой прав человека. Так, под контролем прокуратуры остаются обращения к Уполномоченному участников долевого строительства жилья в г. Костроме, обращения, связанные с исполнительным производством, социальным обеспечением, и другие.
  63. По итогам работы Управления Министерства внутренних дел по Костромской области в 2011 году отмечается тенденция сокращения регистрируемой преступности, отсутствие фактов террористических проявлений, массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, конфликтов на национальной и религиозной основе, вызвавших общественный резонанс. В области совершено 2022 преступления против личности, что в структуре всех зарегистрированных преступлений составляет 21,8 процента. Среди преступлений против личности преобладают преступления против жизни и здоровья - 11,8 процента, против семьи и несовершеннолетних - 5,9 процента, против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушения неприкосновенности частной жизни, нарушения в реализации избирательных прав, правил охраны труда, невыплаты заработной платы и другие) - 2,9 процента. В 2011 году Управлением внутренних дел по Костромской области проведено 4 опроса общественного мнения о деятельности органов внутренних дел на территории Костромской области, которые показали возрастающее доверие населения к органам внутренних дел в вопросах обеспечения личной безопасности, однако 49 процентов опрошенных не уверены в защищенности своих личных и имущественных интересов. Ряд актуальных проблем обсуждались на заседаниях Общественного совета при Управлении внутренних дел, членами Совета осуществлялся прием граждан.
  64. Основываясь на сложившихся принципах гуманизации в законодательной и правоприменительной деятельности, Уполномоченным по правам человека во взаимодействии с Костромским областным судом актуализировались вопросы, связанные с реализацией на территории Костромской области положения, закрепленного в части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации о применении после совершения правонарушения нового закона, устраняющего или смягчающего ответственность. В связи с внесением Федеральным законом от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ в санкции ряда статей Уголовного кодекса Российской Федерации изменений, в том числе улучшающих положение ранее осужденных лиц за совершенные ими преступления, в целях оказания содействия заключенным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, в реализации ими права на сокращение сроков наказания Уполномоченным было внесено в Костромской областной суд предложение по изучению практики рассмотрения судами в Костромской области соответствующих ходатайств о пересмотре приговоров в связи с либерализацией мер уголовной ответственности. Предварительный анализ показывает, что в деятельности судов в Костромской области прослеживается тенденция сокращения судами срока наказания осужденным при рассмотрении ими ходатайств о пересмотре приговоров. Так, из 3144 ходатайств о приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом районными судами в Костромской области удовлетворено 2830, что составляет 90 процентов. Однако из 516 ходатайств об условно-досрочном освобождении удовлетворено только 209, что составляет 40,5 процента, а из 113 рассмотренных ходатайств о замене неотбытого срока лишения свободы более мягким видом наказания удовлетворено 27 ходатайств, или 24 процента, что является поводом для обращений граждан в правозащитные организации. Костромским областным судом как надзорной инстанцией за период времени с момента вступления указанного Федерального закона в силу удовлетворены ходатайства 93 осужденных о смягчении назначенного им наказания, по ходатайствам 22 осужденных отменены решения судов первой и кассационной инстанций об оставлении наказания без изменения с направлением материалов на новое судебное рассмотрение. Областным судом обобщаются соответствующие материалы о практике рассмотрения судами данных вопросов.
  65. Регулярный обмен информацией, представляющей взаимный интерес, осуществляется со следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области. По обращениям граждан следственным управлением проводятся необходимые проверки, предоставляются материалы по их итогам. В настоящее время изучаются вопросы о формах участия Уполномоченного в деятельности общественного совета при следственном управлении, активная и неформальная деятельность которого отмечена в материалах по результатам заседания Координационного совета российских уполномоченных по правам человека в декабре 2011 года. Общественный совет эффективно взаимодействует со службами социальной поддержки населения и органами профилактики. В настоящее время Уполномоченным по правам человека определяются формы участия в деятельности общественного совета по выработке социально значимых инициатив в деятельности следственных органов, формированию у следственных работников активной гражданской позиции, обеспечению гласности и открытости следственных органов в целях защиты, прав и свобод граждан при проведении следствия по уголовным делам.
  66. В целях получения в открытом доступе статистических данных по преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных главой 19 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие по которым проводится на территории области, Уполномоченным внесено в следственное управление предложение о формировании и обнародовании такой статистики, наряду с обнародованием данных о результатах расследования "традиционных преступлений".
  67. Значимым для соблюдения прав человека, находящегося под следствием, является соблюдение требований пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" по обеспечению гласности в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о государственной и иной охраняемой законом тайне. Важно обеспечить, чтобы необходимое информирование населения области через средства массовой информации о состоянии предварительного следствия осуществлялось лишь в той части, которая не противоречит требованиям законодательства, в частности положениям части 3 статьи 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что данные о состоянии предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя и только в том смысле, в каком им будет признано это допустимым.
  68. Во взаимодействии с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области анализировались меры, принимаемые на территории области в сфере противодействия коррупции, в том числе по совершенствованию законодательства Костромской области с целью выявления и преодоления правовых коллизий и явных противоречий по отношению к федеральному законодательству, сокращения бланкетно-отсылочных норм права, что могло бы быть почвой для нарушений прав человека в коррупционных действиях должностных лиц. В целях повышения эффективности совместной деятельности Уполномоченного с Управлением Минюста России по Костромской области прорабатываются возможности заключения специального соглашения о взаимодействии.
  69. Во взаимодействии с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области анализируется соблюдение на территории области Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Так, в постоянном поле зрения находится и будет находиться деятельность системы исполнительного производства на территории области по исполнению требований главы 17 указанного Федерального закона о защите прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий, а также главы 18 по соблюдению сроков и порядка обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. В связи с имевшимися в других субъектах России фактами ущемления прав граждан при взыскании денежных средств с должников уделяется внимание также исполнению на территории области требований статьи 101 Федерального закона N 229-ФЗ о том, что взыскание не может быть обращено на такие виды доходов, как денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, в качестве алиментов, а также ряда пособий, компенсационных и прочих выплат, предусмотренных законом, в целях защиты прав отдельных категорий граждан.
  70. Для повышения уровня юридической защиты граждан в ходе судебного производства и повышения эффективности оказания юридической помощи на всех его этапах разрабатываются предложения по формам взаимодействия Уполномоченного по правам человека с Областной коллегией адвокатов Адвокатской Палаты Костромской области в целях заключения соответствующего соглашения. Необходимость организации взаимодействия Уполномоченного с адвокатским сообществом актуализируется исходя из практической деятельности. Ряд поступивших письменных обращений граждан подготавливался при участии адвокатов, Уполномоченному поступают предложения и непосредственно от адвокатов. Так, руководителем одного из юридических бюро вносилось предложение по формам практической юридической помощи осужденным в реализации их прав на рассмотрение дел судом и предлагалось, в частности, применение разработанной им унифицированной формы доверенности, которая совершается гражданином в письменной форме при рассмотрении гражданских дел. Несмотря на то, что положения главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают императивного требования оформления доверенности на специально изготовленном бланке, поступившее предложение было оценено целесообразным и передано в УФСИН по Костромской области для возможного применения осужденными.
  71. Проводится работа по взаимодействию с общественными объединениями социальной направленности, общественными организациями, объединяющими различные группы населения, в том числе с Костромским областным Союзом женщин, Костромским региональным отделением Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Костромским областным отделением Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест". Так, поскольку одним из характерных демографических явлений является увеличение в составе населения области численности лиц пожилого и старческого возраста, целесообразным является организация взаимодействия с отделением общественной организации "Российский Красный Крест", основной целью которой является защита прав и законных интересов различных групп населения. При активном участии членов общественной организации в области действует система оказания медицинской, социальной, гуманитарной помощи наименее защищенным и наиболее уязвимым слоям населения. Полагаем, что совместно с отделением общественной организации может более эффективно проводиться и работа по социальной поддержке, гуманизации содержания заключенных и подследственных.
  72. Особое внимание уделяется также организации взаимодействия с действующими в области национально-культурными автономиями, религиозными общинами. Например, опыт эффективного взаимодействия по рассмотрению обращений граждан складывается с руководством Костромской областной армянской национально-культурной автономии. Так, по обращению к Уполномоченному гражданина А. в связи с взысканием с него по судебному решению денежных средств в счет возмещения материального ущерба в быту, по предложению Уполномоченного руководителем автономии А.С.Джуваликян проведена беседа с заявителем с целью оказать ему содействие в трудоустройстве в целях своевременной выплаты определенных к взысканию к нему денежных средств, а также даны необходимые правовые консультации.
  73. В порядке изучения опыта работы правозащитных органов в России и их взаимодействия с государственными, судебными, правоохранительными органами по вопросам защиты отдельных лиц и групп людей от посягательств на их конституционные права Уполномоченный принял участие в заседаниях "круглых столов", деловых встречах, проводимых Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, в том числе в заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека в г. Москве, на котором обсуждались проблемы и перспективы взаимодействия правозащитных структур со Следственным комитетом Российской Федерации, и в работе "круглого стола" уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в г. Самаре по актуальным вопросам защиты прав человека, связанным с взаимодействием российских уполномоченных с органами судебной власти. Выработанные на заседании предложения о мерах по совершенствованию взаимодействия в работе, оперативному принятию мер по восстановлению нарушенных прав граждан обсуждены с руководящим составом следственных органов в области, а поднятые на заседании "круглого стола" вопросы, связанные с повышением ресурсов гражданского общества во взаимодействии с судами, обсуждены с участием Уполномоченного в Костромском областном суде.
  74. Вышеизложенное о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2011 году, а также имеющиеся в государственном органе материалы о соблюдении прав человека и гражданина на территории области дают основания для внесения некоторых предложений, направленных на повышение гарантий обеспечения в области реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, предопределяют направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области в 2012 году.
  75. 1. Одним из важных направлений деятельности государственного органа в дальнейшем является осуществление мониторинга, ознакомление с деятельностью соответствующих органов по реализации новаций в законодательстве Российской Федерации, законодательстве Костромской области, направленных на укрепление механизмов обеспечения реализации и защиты прав человека и гражданина.
  76. Поскольку с 1 января 2012 года, в соответствии с Федеральным законом от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", изменяется процесс производства в суде второй инстанции, планируется в рамках Соглашения о взаимодействии Уполномоченного с Костромским областным судом изучать, как вводится в судах усовершенствованное производство в суде апелляционной и кассационной инстанций. Введение возможностей пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений не только по вновь открывшимся обстоятельствам, но и новым обстоятельствам, согласно новой редакции статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также другие новации существенно расширяют права граждан на судебную защиту и восстановление нарушенных прав.
  77. Будет обращено внимание и на то, как реализуются новеллы, внесенные в статьи 377 и 407 Уголовно-процессуального кодекса Федеральным законом от 3 мая 2011 года N 95-ФЗ, об обязательном ведении протокола судебного заседания в судах кассационной и надзорной инстанций, введении права сторон заявлять отводы и ходатайства при рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции.
  78. Актуализируется изучение вопросов, связанных с реализацией Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", в том числе с организацией деятельности в судах всех уровней апелляционной инстанции, которые должны осуществлять производство по гражданским делам - с 1 января 2012 года, по уголовным - с 1 января 2013 года.
  79. В связи со вступлением с 1 марта 2011 года Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", важным представляется осуществлять наблюдение за тем, как реализуются положения Федерального закона, направленные на соблюдение прав человека. Так, особое внимание планируется уделить исполнению органами внутренних дел порядка применения мер принуждения, в том числе обеспечение прав задержанных на услуги адвоката и переводчика с момента задержания, на один телефонный разговор с близкими, фиксации пределов, условий и порядка применения полицейскими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, соблюдения оснований проникновения в жилые и иные помещения и других положений Закона.
  80. В связи с принятием Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым определяется порядок реализации закрепленного в Федеральном законе от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" принципа "одного окна", в государственном органе обобщается информация о ходе внедрения в области таких услуг. В частности, изучается, не нарушаются ли органами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги, запреты требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.
  81. 2. В целях обеспечения качественного законодательного регулирования вопросов социальной сферы, иных вопросов, связанных с реализацией проживающими на территории области конституционных прав и свобод, планируется расширить взаимодействие государственного органа с Костромской областной Думой, в том числе с комитетом по труду и социальной политике, комитетом по здравоохранению, вопросам семьи, детства и молодежи и другими комитетами. Планируется участие Уполномоченного в заседаниях комитетов при обсуждении в областной Думе законодательных инициатив, в которых затрагиваются конституционные права и свободы человека и гражданина. В этой связи в Костромскую областную Думу внесено предложение о направлении в государственный орган для ознакомления соответствующих проектов законов Костромской области.
  82. 3. Важным направлением в деятельности государственного органа на очередной год остается участие в правовом просвещении и правовом информировании населения области, являющимися основными направлениями работы, определенными Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации от 4 мая 2011 года. Этот основополагающий документ направлен на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения. Эта работа должна проводиться в области дифференцировано с различными категориями населения, с вовлечением в правовое просвещение государственных и муниципальных служащих.
  83. Полагаем также, что поскольку возникают проблемы соблюдения прав людей, находящихся в местах принудительного содержания, следует больше уделять внимания правовому просвещению людей, находящихся в условиях изоляции от общества, которое играет для них большую роль на всех стадиях: предварительного расследования, отбывания наказания, освобождения из мест лишения свободы. Для этой, а также других категорий граждан, полагаем целесообразным осуществлять разработку практических пособий и разъяснительных материалов о правовых методах защиты прав и свобод. И в этой работе государственный орган намерен принимать активное участие.
  84. 4. Несмотря на то, что проблемы соблюдения трудовых прав граждан в области не обостряются, вопросы выплаты заработной платы, соблюдения трудовых прав предприятиями-банкротами и другие остаются в поле внимания Уполномоченного. Будет активизировано взаимодействие с государственными органами и общественными объединениями, в сферу деятельности которых входит выявление предприятий, допускающих нарушения конституционных прав граждан на оплату труда, в целях объединения усилий по восстановлению нарушенных прав. Подготавливаются предложения по заключению соглашений о взаимодействии и сотрудничестве Уполномоченного с Государственной инспекцией труда в Костромской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Костромской области, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Костромской области в работе по обеспечению гарантий государственной защиты, соблюдения трудовых прав граждан.
  85. 5. Тенденции либерализации уголовного наказания актуализируют необходимость дальнейшего изучения вопросов, связанных с реализацией внесенных в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений по определению санкций, а также практикой применения в области института условно-досрочного освобождения. Основываясь на Постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 15 апреля 2010 года N 219 "О повышении эффективности использования ресурсов гражданского общества при взаимодействии с судами", в целях обеспечения прав гражданина на судебную защиту совместно с Костромским областным судом планируется проведение обобщения судебной практики в области, в том числе по вопросам целесообразности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, условно-досрочного освобождения осужденных от отбытия от наказания, открытости и разумности сроков судебного разбирательства. Актуализируются и вопросы развития взаимодействия судов с общественными организациями, в том числе с социально ориентированными и правозащитными некоммерческими организациями.
  86. 6. В целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы, определен ряд целенаправленных форм взаимодействия Уполномоченного по правам человека и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области. Так, планируется продолжить изучение и обобщение практики деятельности исправительных учреждений, расположенных на территории Костромской области, по обеспечению необходимых условий по реализации прав осужденных на получение юридической помощи посредством использования услуг адвокатов, иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи, а также по поддержанию необходимого взаимодействия учреждений системы исполнения наказаний с органами адвокатуры. В поле зрения Уполномоченного остаются также вопросы, связанные с условиями содержания заключенных, проведением с ними воспитательной работы, организацией общего и профессионального обучения осужденных.
  87. Важным представляется и участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в учреждениях и органах системы исполнения наказаний. В этой связи планируется изучение организации работы общественных наблюдательных комиссий в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", а также деятельность общественных объединений по оказанию содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и участие общественных объединений в исправлении осужденных в установленных законодательством Российской Федерации формах и порядке.
  88. 7. Анализ работы с обращениями граждан дает основания для внесения некоторых предложений по дальнейшему ее совершенствованию. Полагаем, что для граждан еще недостаточно предоставляется информации о результатах работы государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций с письменными и устными обращениями граждан. Остаются проблемными и вопросы организации учета и рассмотрения обращений в негосударственных организациях и предпринимателями. Состояние этой работы будет изучаться в дальнейшей деятельности государственного органа. Полагаем также, что задачи, определенные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", могли бы более эффективно решаться при унификации статистико-аналитической деятельности, введении государственной статистики по организации и результатам этой работы, единых форм отчетов и аналитических записок. Это позволило бы открыть для широкого доступа гражданам аналитические обзоры, отчеты о деятельности соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан, а также содействовало бы повышению ответственности за организацию этой работы в организациях иных форм и частными предпринимателями.
  89. 8. В целях расширения возможностей для обращения граждан к Уполномоченному по правам человека в муниципальных образованиях области прорабатываются возможности организации в них работы общественных помощников Уполномоченного, а также другие меры по привлечению граждан с активной гражданской позицией к правозащитной деятельности.
  90. Эти и многие другие задачи могут эффективно решаться только при объединении усилий различных органов. Дальнейшее расширение форм взаимодействия в работе, по сути, может стать в Костромской области комплексной системой защиты прав граждан с участием всех государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений.
  91. Надеемся, что и в дальнейшем органы государственной власти Костромской области, территориальные органы и подразделения федеральных ведомств, органы местного самоуправления, учреждения и организации будут осуществлять необходимое взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Костромской области и его аппаратом в деятельности по обеспечению реализации и защиты прав человека и гражданина.
  92. Полагаем также, что нашей общей задачей остается формирование атмосферы уважения к правам человека, чтобы этот важнейший гуманистический принцип стал не только составной частью правовой культуры, но и определял каждодневную работу всех, от кого зависит обеспечение таких фундаментальных ценностей, как право на жизнь, здоровье, свободу, личную неприкосновенность, жилище, право на справедливое судебное решение и другие права, большая часть из которых напрямую связана с дальнейшим социально-экономическим развитием Костромской области.
  93. Уполномоченный
  94. по правам человека
  95. в Костромской области

Предыдущая новость - О внесении изменений в Устав муниципального образования городского округа город Кострома / Костромская область

Следующая новость - Постановление от 30 декабря 2011 года № 3010 / Костромская область