» » » Решение Костромского УФАС России от 01 февраля 2011 года № 04-65 / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Решение Костромского УФАС России от 01 февраля 2011 года № 04-65 / Костромская область


Костромская область
Решение Костромского УФАС России от 01 февраля 2011 года № 04-65/911
О нарушении антимонопольного законодательства в части непредусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам со стороны лицензирующих органов
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
  1. Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2011 г.
  2. Решение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2011 г.
  3. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия, Костромское УФАС России) в составе <...> в присутствии Департамента здравоохранения Костромской области <...>, рассмотрев дело N 04-65/909 по признакам нарушения Департаментом здравоохранения Костромской области (г. Кострома, ул. Свердлова, 129) (далее - Департамент) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
  4. Установила:

  5. в 2010 году, согласно поручению Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2010 N АК/12384, Костромским УФАС России проведен анализ практики лицензирования медицинской деятельности с целью выявления признаков нарушения запрета на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе непредусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам со стороны лицензирующих органов.
  6. В ходе проведенного анализа управлением был выявлен факт установления Департаментом необоснованных требований к ИП <...> при проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. Департаментом было отказано ИП <...> в предоставлении лицензии в связи с нарушением ею как соискателем лицензии подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 22.01.2007 N 30 (далее - Положение). В частности, ИП <...> не были представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности врачебной комиссии по вопросам осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий (далее - Врачебная комиссия).
  7. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Положения, требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, распространяется на лицензиатов, а не на соискателей лицензии (лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении лицензии впервые). Указанные действия со стороны Департамента, в числе прочих обстоятельств, явились основанием для отказа в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <...>.
  8. Усмотрев в действиях Департамента признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции управление возбудило в отношении Департамента дело N 04-65/911 о нарушении антимонопольного законодательства.
  9. Согласно пояснениям Департамента, проверка возможности выполнения соискателем лицензии ИП <...> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности оформлялась в соответствии с приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 N 764-Пр/07 "О внесении изменений в приказ Росздравнадзора от 05.03.2007 N 469-Пр/07 "Об утверждении форм документов, используемых при лицензировании медицинской деятельности". Пунктом 11 приложения N 1 к данному приказу (Акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности) предусматривалась проверка возможности обеспечения соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам . Соискателем лицензии ИП <...> документов по данному пункту представлено не было.
  10. Осуществление оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств определено в Порядке организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2007 N 170 и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 N 513н.
  11. По ИП <...> отказ в предоставлении лицензии основывался на невыполнении большинства основных лицензионных требований и условий. Данный пункт акта не был основной причиной отказа, а рассматривался в совокупности.
  12. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Департамента, Комиссия пришла к следующим выводам.
  13. Согласно подпункту 1 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 N 546, Департамент осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).
  14. В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия.
  15. Согласно части 1 статьи 2 Закона о лицензировании, под лицензиатом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Соискатель лицензии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
  16. В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Положения, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
  17. Пунктом 7 Положения, устанавливающим требования к соискателям лицензии, не предусмотрено вышеуказанное требование.
  18. Таким образом, требование подпункта "з" пункта 5 Положения применимо исключительно к лицензиатам.
  19. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
  20. Согласно представленным Департаментом материалам (в том числе Реестру выданных лицензий на осуществление медицинской деятельности), на момент обращения в Департамент за предоставлением лицензии ИП <...> не имел действующей лицензии (то есть являлся соискателем лицензии).
  21. По результатам проведенной комиссией Департамента проверки возможности выполнения соискателем лицензии ИП <...> лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности составлен акт от 23.07.2009. Согласно пункту 11 указанного акта, ИП <...> не выполнено требование подпункта "з" пункта 5 Положения, а именно, не представлены документы, подтверждающие порядок организации деятельности Врачебной комиссии.
  22. Указанное нарушение ИП <...> подпункта "з" пункта 5 Положения явилось, в числе прочих, основанием для отказа в предоставлении ему лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем был издан приказ директора Департамента от 24.07.2009 N 576.
  23. Таким образом, Департамент неправомерно установил для соискателя лицензии ИП <...> при проведении проверки возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности требование о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии. Указанные действия Департамента в совокупности с другими обстоятельствами привели к отказу ИП <...> в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.
  24. Доводы Департамента о необходимости проведения проверки соискателя лицензии на предмет соблюдения им подпункта "з" пункта 5 Положения (согласно форме акта проверки, утвержденной Приказом Росздравнадзора от 25.04.2007 N 764-Пр/07) Комиссией отклоняются, поскольку указанный приказ не устанавливает требования к соискателям лицензии, в отличие от Положения. Поскольку Положением запрещено предъявлять к соискателям лицензии иные требования, кроме лицензионных требований, установленных Положением, Департамент имел возможность в пункте 11 акта проверки указать, что проведение проверки ИП <...> на предмет соблюдения подпункта "з" пункта 5 Положения не требуется, поскольку он является соискателем лицензии.
  25. Таким образом, действия Департамента по установлению не предусмотренного законодательством вышеуказанного требования к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности ИП <...> могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания медицинских услуг частными организациями и индивидуальными предпринимателями, поскольку у ИП <...> отсутствовала бы возможность законно осуществлять медицинскую деятельность при отсутствии лицензии.
  26. При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Департамента нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <...> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <...> лицензии на осуществление медицинской деятельности.
  27. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
  28. Решила:

  29. 1. Признать факт нарушения Департаментом пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ИП <...> путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к нему как к соискателю лицензии о наличии документов, подтверждающих порядок организации деятельности Врачебной комиссии, в качестве условия для получения ИП <...> лицензии на осуществление медицинской деятельности.
  30. 2. Выдать Департаменту предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении проверки следующего по очереди (после получения данного предписания) соискателя лицензии на предмет возможности выполнения им лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности не допускать установления требования, предусмотренного подпунктом "з" пункта 5 Положения.
  31. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
  32. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  33. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предыдущая новость - Приказ Костромского УФАС России от 01 марта 2011 года № 36 / Костромская область

Следующая новость - Постановление от 12 мая 2012 года № 996 / Костромская область